Найти тему
Шемякин дизайн

Как цветы повлияли на моду XX века. Цветы в истории текстиля и моды | Часть 3

Оглавление

В двух прошлых частях, посвящённых истории цветочных украшений в моде, было отражено как этот привычный и безобидный вид декора на самом деле проходил стадии глобальных трансформаций и выражал новаторские тенденции в обществе. Как, например, в эпоху Возрождения, когда растительные орнаменты экзотических стран повлияли на возникновение первых итальянских тканей, или в эпоху Просвещения, когда благодаря, в том числе, смелым цветочным вышивкам Франция заняла место законодательницы европейской моды. В XX веке видов цветочных украшений в одежде стало ещё больше. Бренд Шемякин Дизайн подготовил для вас подборку самых знаковых и необычных проявлений цветов и растений в моде XX века, влияние которых вы наверняка чувствуете и в нынешнее время.

Платок из ткани Либерти «Маки и ромашки». 1930. Источник изображения: collections.vam.ac.uk
Платок из ткани Либерти «Маки и ромашки». 1930. Источник изображения: collections.vam.ac.uk

1. Принты Liberty. 1920-е

Принты Либерти – это мелкий яркий цветочный рисунок, который наносился путем печати с деревянной доски. Название он получил по знаменитому магазину тканей Liberty («Либерти»), открытому Артуром Лэзенби Либерти в Лондоне в 1875 году. Постепенно от импорта тканей с необычными яркими расцветками из Индии и Японии Артур перешёл к собственному производству. Он сотрудничал с художниками-прерафаэлитами, его амбассадором был Оскар Уальд, а в Италии ар-нуво часто по-прежнему называют «стилем либерти». Но больше всего ткани Либерти известны своим мелким и красочным цветочным принтом, ставшим известным во всем мире. В какие-то десятилетия он возвращается на пик популярности – в 1960-1970-е, затем в 2010-2020-е, и всегда имеет очарование винтажной декоративности. Можно с уверенностью сказать, что он навсегда остался в истории моды.

2. Гавайские рубашки. 1930-1950-е

В XIX веке мужская мода окончательно выдавила всю пышность, красочность и причудливость в деталях, свойственную ей в Средние века и Новое время. На долгие годы в ней царствовали сдержанные цвета и классические фасоны, а любые проявления яркости считались эпатажными и привлекали много внимания. Гавайские рубашки неожиданно восполнили недостающую пестроту цветовой гаммы и цветочных узоров – и стали атрибутом сами по себе, а отношение к ним менялось так же, как менялись отношения между Гавайскими островами, Америкой и Японией. Так, они могли восприниматься как часть романтической натуры – полной внутренней свободы, мечтаний; быть частью культуры богатства и развлечений; затем стать символом независимости от общественного мнения, смелой оригинальности; и даже добавлять гротескности самым мрачным персонажам, воплощённым Аль Пачино в «Лицо со шрамом» или Джоном Траволтой в «Криминальное чтиво».

3. Платье «Мисс Диор». 1949

Кристиан Диор был одним из самых больших поклонников цветов в истории моды. Этой привязанностью он был обязан своей сестре, Катрин Диор. Её биография заслуживает отдельного рассказа – она была активной участницей Французского сопротивления в период Второй мировой войны, сотрудничала с английской и польской разведкой, пока не была захвачена в плен и не стала заключённой немецких концлагерей. После освобождения она получила несколько медалей за свою службу. А отдушину нашла в цветах, став фермером и выращивая розы и жасмин. Катрин и Кристиан были очень близки, и он посвящал ей платья из своих коллекций. Они будто были сделаны совсем не для неё – деревенской жительницы, далекой от моды и роскоши, закалённой ужасами войны, всегда запечатлённой на фотографиях в довольно строгой одежде. Но тем трогательнее стремление Диора посвятить ей самые мечтательные, похожие на цветочную поляну платья. Причём первым из них стало платье «Мисс Диор» из коллекции «Обманки» (или «Иллюзии») 1949 года. Многие считают, что это своего рода скрытое послание – обманывают здесь не шёлковые цветы, что лишь издалека кажутся настоящими, а обманывает противоречие между внутренним и внешним. Как и в инсталляциях из этой статьи, здесь за женственной оболочкой прячется сила духа, о которой, впрочем, знает только сам дизайнер и его муза.

Кристиан Диор. Платье «Мисс Диор». 1949. Источник изображения: galeriedior.com
Кристиан Диор. Платье «Мисс Диор». 1949. Источник изображения: galeriedior.com

4. Мода хиппи. 1960-1970-е

Цветы стали символом одной из крупнейших субкультур XX века - хиппи. «Дети цветов», жили под девизом фразы «сила цветов» («flower power»). Их одежда шла вразрез с социальными нормами того времени и зародила много новаторских идей, которые используются в моде до сих пор. Например, именно у хиппи появляется идея экологичного потребления и вторичного использования вещей. Они обращаются к истокам – природе, ручному труду, этнической одежде. С другой стороны, в их одежде появляются яркие, психоделичные цвета и образы. Эта эпоха внедрила плоские «примитивные» орнаменты стран Африки, Азии и коренных народов Америки в повседневный стиль, раскрасила их в чистые цвета, и с тех пор они больше не трансформировались под западные стандарты прекрасного, а стали самостоятельными и ценными.

Тея Портер. Деталь платья. Ок. 1970. Источник изображения: mfa.org
Тея Портер. Деталь платья. Ок. 1970. Источник изображения: mfa.org

С тех пор можно назвать многих дизайнеров, которые продолжали эти тенденции, обыгрывая цветы в тканях и отделке. Кто-то выделяет Ив Сен-Лорана, который один из первых объединил этнический стиль и футуристическую моду 70-х; вспоминают и Лору Эшли, создающую романтичные платья в цветочек в традиционном английском стиле. А посвящения Диору в своих коллекциях делали многие дизайнеры, например Александр Маккуин.

Каждый из представленных выше авторов – будь то известный дизайнер или мастер, создающий что-то своими руками для своих друзей – видел цветы по-своему. Кого-то привлекает разнообразие их оттенков и формы, их символизм в традициях разных культур, кто-то воссоздает их объём и текстуру. Михаил Шемякин в своих произведениях серии «Гербариум» тоже создает своё видение, где цветы – это инструмент для создания абстрактных композиций, в которых именно натуральная текстура и природный вид является проводником между человеком и окружающим миром. Эти композиции легли в основу коллекции «Симфония цвета» бренда Шемякин дизайн, где раскрывается ещё один способ работы с цветами в одежде – через произведения современного художника. Не важно, тысячу лет назад или в нынешние дни – человек всегда стремится к этой неповторимой и первозданной красоте природы, которую он не может повторить, но которой может вдохновиться на созидание.

Автор статьи: Елизавета Губанова,
искусствовед, куратор, независимый исследователь,
автор канала «Маслом вниз»