Найти в Дзене
Шемякин дизайн

Ткань, перевернувшая мир моды. Цветы в истории текстиля и моды | Часть 2

Оглавление

Мода всегда являлась отражением устремлений, мышления, социальных течений и изменений своего поколения. Часто это происходило бессознательно, и только бесстрастный взгляд историков из будущего мог обнаружить эти взаимосвязи. Именно поэтому бренд Шемякин Дизайн уделяет такое большое внимание изучению истории моды и знакомит читателей с нашими находками. Так, в прошлом выпуске о цветах в дизайне мы рассказали, как цветы занимают своё место в европейской моде и через картины эпохи Возрождения демонстрируют интерес к природе, другим культурам, расширение творческих границ с тем, как проходит суровое время Средних веков и наступает Новое время. В этот раз мы покажем, как цветочные орнаменты превращаются в нечто, привычное даже нашему взгляду.

Франсуа Фламенг. Концерт в Версале. Конец XIX века. Источник изображения: Art Renewal Center
Франсуа Фламенг. Концерт в Версале. Конец XIX века. Источник изображения: Art Renewal Center

Цветы и эпоха Просвещения

«Для Франции мода должна стать тем же, чем являются золотые шахты Перу для Испании», - сказал Жан-Баптист Кольбер, министр Франции при Короле-Солнце, Людовике XIV. До этого законодателем моды считалась Испания, но их манера одеваться отличалась тёмными цветами и закрытыми фасонами. Франция же начала развивать индустрию роскоши, полную ярких цветов и смелых силуэтов, поощряя технологический прогресс и местное производство. Так родилась мода эпохи рококо, захватившая всю Европу и петровскую Россию.

Примерно до XVIII века цветочный орнамент остаётся достаточно плоскостным, часто представляет собой нарочитое переплетение ветвей и сочетается с другими символическими образами. Но в эпоху Просвещения происходит резкий поворот в европейской философии, наступает царство разума и логики – и с ними меняются и цветы в одежде.

При этом цветы как таковые стали атрибутом исключительно женской моды только в XIX веке, а до этого они украшали также мужские костюмы и аксессуары. Даже розы, сейчас являющиеся атрибутом женственности, были символом стойкости и победы для мужчин. Становятся популярными ботанические альбомы, цветы часто появляются в декоре, иллюстрации, дизайне. Занятия ботаникой, составления гербариев, рисование пейзажей с цветами также становятся занятиями для благородных барышень, желающих показать свою образованность. Поэтому и узоры на платьях становятся всё более реалистичными.

Путешествуя по музеям декоративно-прикладного искусства, сталкиваясь с платьями в художественных или этнографических экспозициях, сложно найти платья без цветов хотя бы в отделке. Даже рассматривая платья для Венецианского карнавала, созданные по эскизам Михаила Шемякина, можно найти цветочные аппликации на ткани и кружева в виде виноградных листьев.

Платья для венецианского перформанса Михаила Шемякина «Посольства Петра Великого». 2000-е гг. Источник изображения: pomorie.ru
Платья для венецианского перформанса Михаила Шемякина «Посольства Петра Великого». 2000-е гг. Источник изображения: pomorie.ru

Но органическое развитие цветочных орнаментов почти незаметно ни для кого, кроме профессиональных историков моды и текстиля. Самые крутые повороты в визуальной культуре всегда были спровоцированы контактами с другими странами.

Ситец: ткань, перевернувшая мир моды

Ситец – легкая хлопчатая ткань, которая имела набивной цветочный рисунок. Ранний предок ситца – чинц – проник в Европу из Индии на рубеже XV и XVI веков благодаря португальскому путешественнику Васко де Гама. Чинц имел яркий цветочный рисунок, который наносился вручную, и изысканный переливчатый эффект, который делал его особенно красивым в складках на пышных платьях. Ткань ввиду своей редкости имела невероятную цену и быстро стала писком моды. Постепенно объёмы её производства росли, и даже в Индии к этой ткани стали применять европейские меры измерения. К XVIII веку узоры индийской ткани «подгонялись» под западные вкусы, поэтому ощущение экзотичности пропало; осталась только уникальная текстура и мастерство заморских ремесленников.

Для неблагородных слоёв общества существовали законодательные ограничения в носке шёлка, и в этом случае зажиточные граждане шили одежду из лучших видов хлопка. Поэтому можно справедливо назвать чинц первым трендовым масс-маркетом для истории моды. Популярность этой ткани была такой сильной, что из-за неё страдало производство шерстяных и льняных тканей в Европе. В связи с этим чинц запрещали к импорту во Франции, Англии, Испании в 1600-е года в общей сумме почти на сто лет. Однако к середине XVIII века чинц прочно вошёл и в гардероб самых высокопоставленных домов Европы.

Франсуа-Юбер Друэ. Портрет мадам де Помпадур за шитьём. 1753-1764 гг. Источник изображения: en.wikipedia.org
Франсуа-Юбер Друэ. Портрет мадам де Помпадур за шитьём. 1753-1764 гг. Источник изображения: en.wikipedia.org

Цветы в массовом производстве

С началом индустриальной революции богатое разнообразие одежды появилось у самых разных слоёв населения. Одновременно с этим происходят изменения и в культурном мировоззрении, рождается много традиций и убеждений, имеющих силу до сих пор. Например, именно в XIX веке за цветами закрепился романтический образ, и они перешли в разряд женской атрибутики.

Фрагмент пелисса Джейн Остин. Источник изображения: collections.hampshireculture.org.uk
Фрагмент пелисса Джейн Остин. Источник изображения: collections.hampshireculture.org.uk

Всё больше растений становились основой для новых орнаментов. Например, на единственной подлинной вещи, принадлежавшей писательнице Джейн Остин – коричневой накидке «пелисс», есть мелкий узор дубовых листьев. Другие мотивы, наоборот, остаются вечными – как мода на розы или мода на тюльпаны, завезённые в XVIII веке из Османской империи. Вручную расписанный чинц превращается в привычный нам ситец с принтом, но сохраняет свои цветочные орнаменты. Цветы украшают даже нижнее бельё – то есть элементы одежды, которые раньше носили исключительно практический характер, но постепенно начали приобретать свою эстетику.

К XX веку способов нанесения цветов и цветочного орнамента можно насчитать огромное количество - принт, вышивка, плетение, ткачество, аппликации и др. Но как тогда, так и сейчас, значение имеет не вид отделки, а её качество. Во все времена принты могли быть сделаны дешёвыми красками, быть нанесены неаккуратно и тускнеть с несколькими стирками, а могли быть выполнены так тщательно, что даже спустя более чем 100 лет, став музейными предметами, они продолжают восхищать. Именно поэтому бренд Шемякин Дизайн с таким вниманием относится к качеству своих изделий. Не только потому что работы Михаила Шемякина, которые вдохновляют новые коллекции, имеют музейное значение. Но и потому что нам хочется, чтобы вы чувствовали эту значимость, профессионализм и авторский подход в каждой детали вещи от Шемякин Дизайн.

Автор статьи: Елизавета Губанова,
искусствовед, куратор, независимый исследователь,
автор канала «Маслом вниз»