Когда исследователи говорят, что человек уникален наличием разумного мышления, они имеют в виду не только способность к учёбе или науке, но ещё и умение находить красоту, любоваться ею и воспроизводить её. Поэтому наверняка восхищение цветами было одним из первых впечатлений человека. Распространение цветов в декоре, одежде, украшениях известно с древнейших времен, но не теряет актуальности и сейчас. Бренд Шемякин Дизайн использует для своих цветочных принтов гербарии Михаила Шемякина и создаёт изделия, которые сочетают форму современного искусства и красоту первозданной природы. А чем вдохновлялись древние и средневековые модельеры и стилисты? Узнаем в первой части нашего исследования.
Древние цивилизации
О моде Древнего Египта можно судить по сокровищам гробниц, куда клали вещи покойного, и по красочным фрескам, подробно и точно изображающими бытовую жизнь каждого сословия. Ткань египетского платья, как правило, не красилась и оставалась естественной и простой, зато важную роль во внешнем виде играли украшения, в том числе – из цветов. Так, цветами почитаемого в Египте лотоса украшали прически – наподобие того, как мы сейчас заправляем цветы за ухо, они закрепляли цветок на середине головы.
Из растений также изготавливали воротники. Да, знаменитые полукруглые египетские воротники делали не только из драгоценных камней, но и из соцветий, закреплённых на папирусе, будто в настоящем гербарии. Такие воротники были найдены в гробнице Тутанхамона, и они же, возможно, чаще всего изображались в росписях на юных девушках. В них использовали васильки, маки, листья оливы.
Изготовление такого воротника было сложным делом, которым занимались настоящие древнеегипетские флористы. Они отбирали цветы, знали, как продлить их жизнь и красоту, умели искусно собрать композицию и прикрепить к папирусу льняные завязки. Сразу вспоминается сложная техника гербария Михаила Шемякина, где цветы тоже служат основой для богатых цветовых композиций уже в рамках современного искусства.
Природа Древнего Египта, учитывая особенности климата, не радовала такими цветами, как, например, розы или жасмин, хотя сейчас без них невозможно представить индустрию моды и красоты. Они появились позже, когда были налажены контакты с античным миром.
И именно в Древней Греции и Риме огромное разнообразие цветов стало проявляться в украшениях и моде. Например, в виде брошей, которые помимо украшения наряда также окружали своего владельца приятным ароматом. Ткани с цветочными орнаментами находят и в гробницах – например, в гробнице Филиппа II, отца Александра Македонского. Но это – лишь небольшие, выцветшие, рассыпающиеся в пальцах лоскутки. Сведений, а уж тем более предметов такого рода сохранилось крайне мало. Поэтому остаётся только рассматривать изящные узоры, оплетающие сюжеты в вазовой росписи или шедевры ювелирного искусства древнего мира.
Ренессанс и Великий Шёлковый путь
Исследователями давно доказано, что культурный обмен, вдохновение образцами и выход за привычные рамки – то, что толкает искусство и технологии вперёд. Именно поэтому метод трансформации Михаила Шемякина рождает такое огромное количество новых образов. И именно так искусство Средних веков превратилось в гуманистическое искусство Возрождения, что по-прежнему остается эталоном эстетики, гармонии, техники и замысла. Но ещё – это время расцвета шикарной и смелой моды, после которой её развитие было уже не остановить.
В Средние века первая ткань с цветочным узором появилась благодаря Великому Шёлковому пути. Иранские и китайские ткани, попадавшие в Европу через Италию, восхищали своей экзотичностью, и вскоре местные мастерские начали производить узоры в похожем стиле, смешивая две традиции. Особенно известен шёлк из города Лукка в районе Тосканы – ныне известного как первого центра производства тканей в Италии. Самые частые мотивы в них – птицы и цветы, свободно переплетающиеся друг с другом в богатых орнаментах.
Отражения этой новой моды мы можем видеть в произведениях искусства. Например, Аньоло Гадди (1350-1396) в своих алтарных композициях довольно часто одевал фигуры святых в ткани с вполне реально существующими узорами – это подчеркивало богатство убранства и придавало картинам больше ритма и праздничности. На картине «Мадонна с щеглом» ангелы накидывают на плечи Богоматери ткань с изображением лилий – её важнейшего символа.
Таким же жестом у Сандро Ботичелли (1445-1510) в «Рождении Венеры» Ора Весны (отождествляется также с одной из Харит, прислужниц Афродиты) спешит укрыть тело богини. Апофеоз цветочных узоров, да и в целом природных мотивов, конечно, празднуется у Сандро Ботичелли в картине «Весна».
А вот изображение не символической ткани, а модного наряда можно найти у Андреа дель Веррокьо (1435-1488), прославленного учителя Леонардо да Винчи. В работе «Мадонна с младенцем на троне» Мадонна одета по последней флорентийской моде, и её рукава украшены растительным орнаментом. Сейчас эта картина является одним из шедевров коллекции Эрмитажа.
Цветы преодолели не только километры земель и морей, чтобы украсить эпоху Ренессанса и крепко обосноваться в европейской моде. Они толкали вперёд прогресс производства, развивали воображение художников по ткани, преодолевали заблуждения о греховной природе красоты. На самом деле красота и чувство восхищения ею наполняет нас душевной радостью, от которой мы чувствуем себя способными покорить весь мир. Изделия бренда Шемякин Дизайн созданы совместно с известным художником и скульптором Михаилом Шемякиным, и сочетают в себе комфорт новейших технологий и эстетику глубокого погружения в историю искусства. И во второй части рассказа о цветочных орнаментах вы узнаете ещё больше о том, как преобразовались цветочные орнаменты средневековья – в яркие композиции современной моды.
Автор статьи: Елизавета Губанова,
искусствовед, куратор, независимый исследователь,
автор канала «Маслом вниз»