У моего товарища есть свой автокран на шасси КАМАЗ-53215. Как-то вышел из строя стартер (на объекте, конечно, на расставленном в рабочее положение кране. Всё, как мы любим!). Товарищ купил исправный стартер, а неисправный привёз мне. Работа "из любви к искусству", то есть бесплатная. А как иначе: ближнему надо помогать. Вот так выглядит предмет моего сегодняшнего труда
Эту статью я пишу в стиле практического руководства по разборке и ремонту стартеров семейства СТ142, которые устанавливаются на многих автомобилях КАМАЗ, МАЗ, ЗИЛ с двигателями ЗИЛ-645 и Д-245, а также на тракторах МТЗ. Так что если у вас стартер другой модификации - можно смело пользоваться материалами, изложенными в моей статье. Конструкции стартеров внутри семейства могут незначительно отличаться.
Сначала необходимо отвернуть две гайки М12 (ключ 19), крепящие перемычку от тягового реле к электродвигателю стартера
снять шайбы и саму перемычку. После этого на регулировочной шайбе с прорезями эксцентрикового вала вилки тягового реле поставить метку положения
Метка нужна для сохранения регулировки вылета шестерни привода при включенном тяговом реле. Справедливости ради сразу скажу, что я в практике своих ремонтов стартеров не ставлю эти метки, поскольку всё равно в финале сборки выполняю регулировку. Но для тех, кто нечасто разбирает стартеры, метка не будет лишней.
Далее отворачиваем два винта, крепящие шайбу вала к передней части стартера (шлиц PH3, резьба М6). Момент затяжки может быть немалый, поэтому при разборке стартеров я использую вот такой вороток со сменной битой PH3
Теперь вынимаем регулировочный эксцентриковый вал
Если этот вал не вынуть, то не получится снять тяговое реле стартера. Далее отворачиваем четыре винта (шлиц PH3, резьба М6) крепления тягового реле к передней крышке стартера
Теперь снимаем тяговое реле. В моём случае реле снялось в виде двух частей: корпуса и якоря
Так быть не должно! Тяговое реле стартера семейства СТ142 должно сниматься одним узлом. Вот вам и первая неисправность, которую мы увидим и устраним в самом конце ремонта стартера. А сейчас отворачиваем четыре самостопорящиеся гайки М6 на задней крышке стартера
снимаем гроверы и плоские шайбы. У нас на шпильках щёточной траверсы остаются резиновые уплотнительные шайбы
Далее отворачиваем четыре болта М6 (головка 10) крепления задней крышки к статору стартера
Деревянным или резиновым молотком аккуратно отделяем заднюю крышку от статора для того, чтобы резиновые шайбы вышли из своих углублений, потом осаживаем заднюю крышку на место. Получаем такую картину
Снимаем резиновые шайбы, отделяем заднюю крышку и смотрим, что у нас внутри стартера
Грязь внутри. Много грязи. И состоит эта грязь из графитовой пыли и масла. Это всё счастье необходимо убрать, поэтому продолжаем выполнять полную разборку стартера. Снимаем с заднего торца ротора дистанционные шайбы
Будьте внимательны: стальная шайба ставится к ротору, текстолитовая - к задней крышке стартера.
Теперь надо отвернуть винты крепления щёток на траверсе (щлиц PH2, резьба М5)
Для этого я использую вот такой вороток
Снимаем щётки, аккуратно отжимая усик пружины. В стартере установлено восемь графитовых щёток.
Далее ставим метки сопряжённости на переднюю крышку, корпус среднего подшипника и статор
Отворачиваем пять болтов крепления передней крышки (головка 10, резьба М6) и разъединяем детали корпуса
Вынимаем привод стартера вместе с вилкой из передней крышки
Не потеряйте стальную упорную шайбу, свободно стоящую на валу ротора между приводом и втулкой передней крышки! При вынимании ротора эта шайба зачастую вываливается и теряется.
На этом разборка стартера закончена. Всё детали и узлы необходимо отмыть от ГРЯЗИ и оценить их состояние. Механическую часть описывать не буду, остановлюсь на электрических проверках. Необходимо проверить исправность обмоток статора на отсутствие обрывов и коротких замыканий на корпус, а также отсутствие обрывов секций обмоток ротора и отсутствие коротких замыканий обмоток ротора на магнитопровод (в том числе и на сам вал ротора). В данном случае все детали пригодны к последующей установке, поэтому собираем электродвигатель стартера в обратном порядке.
Втулки скольжения в передней крышке, корпусе среднего подшипника и задней крышке перед сборкой необходимо пропитать моторным маслом. Я это делаю так: чистые отрезки ветоши пропитываю моторным маслом, закладываю в каждую втулку, оставляю на полчаса минимум (если есть время - на ночь), потом вынимаю ветошь из всех втулок.
Далее пооперационный порядок сборки электродвигателя стартера.
- Смазываем вилку стартера, шлицы и гладкий конец вала ротора, шлицы и втулку привода стартера смазкой ЦИАТИМ-201. Густые смазки типа Солидол или Литол применять в данном узле нельзя, иначе в холодное время года привод стартера не сможет вернуться в исходное положение и будет вращаться вместе с двигателем. Результат будет печальный.
- Устанавливаем в переднюю крышку привод вместе с вилкой.
- Фиксируем вилку регулировочным эксцентриком. Для выполнения этой операции придётся ловить отверстия в вилке через колодец в передней крышке. Неудобно, но выполнимо. Эксцентрик необходимо прижать одним винтом.
- Устанавливаем в проточки корпуса среднего подшипника резиновые уплотнительные кольца.
- Надеваем корпус среднего подшипника на переднюю часть вала ротора.
- Вводим в отверстие привода вал ротора.
- Надеваем на вал ротора упорную шайбу.
- Вводим вал ротора во втулку передней крышки.
- Устанавливаем корпус среднего подшипника в проточку передней крышки по меткам.
- Устанавливаем статор на посадочный поясок корпуса среднего подшипника.
- Болтами закрепляем переднюю крышку к статору стартера.
- Надеваем на коллектор ротора щёточную траверсу.
- Устанавливаем щётки в соответствующие пазы траверсы.
- Закрепляем выводы щёток винтами.
- Надеваем на задний конец вала ротора упорные шайбы.
- Надеваем заднюю крышку на торец вала ротора и статор.
- Закрепляем заднюю крышку болтами к статору.
- Устанавливаем резиновые шайбы на шпильки щёточной траверсы.
- Устанавливаем стальные плоские шайбы и гроверные шайбы на шпильки щёточной траверсы.
- Закрепляем щёточную траверсу гайками к задней крышке.
На этом сборка электродвигателя стартера закончена. Вот так выглядит электродвигатель стартера в собранном виде без тягового реле
После сборки необходимо проверить рукой за шестерню привода лёгкость вращения ротора. Ротор должен вращаться с небольшим усилием без каких-либо посторонних звуков. Скрежет и/или задевание магнитопровода ротора за полюсные наконечники статора недопустимы и указывают на прогиб вала ротора или износ втулок скольжения. В этом случае стартер требует гораздо более серьёзного и дорогостоящего ремонта.
Если ротор вращается легко, то выполняем одну простую, но очень важную для обеспечения долгой жизни стартера операцию. Вынимаем резиновые пробки из отверстий передней крышки
корпуса среднего подшипника
задней крышки
и в открывшиеся отверстия
подаём по 5 - 10 капель моторного масла, после чего закрываем отверстия резиновыми пробками. Оставляем электродвигатель стартера пробками вверх, пока занимаемся ремонтом тягового реле.
Теперь обратим наше внимание на тяговое реле стартера. Отворачиваем четыре винта (шлиц PH3, резьба М6) крепления задней крышки реле
И видим то, что и ожидали увидеть
Детали контактной группы, которые должны быть надеты на тонкий конец якоря тягового реле, высыпались кучкой. Причина тому - неправильно установленное или не полностью сжатое стопорное кольцо.
Что нужно сделать? Зачистить контактный диск и торцы контактных болтов наждачной бумагой, установить все детали на место и закрепить стопорным кольцом.
Теперь можно устанавливать тяговое реле на электродвигатель стартера. Отворачиваем винт крепления регулировочного эксцентрика и вынимаем эксцентрик. Заводим торец якоря тягового реле в отверстие передней крышки, совмещаем с прорезью в вилке, после чего закрепляем тяговое реле на передней крышке. Опять ловим отверстие в вилке, устанавливаем эксцентрик и закрепляем его винтами.
Важный этап: проверка и (при необходимости) регулировка вылета привода стартера. Для этого нужен источник постоянного напряжения 20 - 28 вольт с большим выходным током (минимум 30 ампер!!!). Хороший вариант - две последовательно соединённых штатных аккумуляторных батареи автомобиля. Подаём питание на тяговое реле (минус - на корпус стартера, плюс - на шпильку М6 тягового реле), замыкаем на одну секунду шпильки М12 на корпусе электродвигателя стартера и тяговом реле. Якорь реле втягивается и остаётся во втянутом положении. Теперь нужно проверить наличие небольшого (1 - 1,5 миллиметра) зазора от втулки привода стартера до упорной шайбы на валу. Если зазор больше или меньше указанного, то нужно ослабить винты эксцентрика, повернуть эксцентрик для достижения необходимого зазора, затем подтянуть винты крепления эксцентрика.
Если всё хорошо, то отключаем от стартера источник питания, устанавливаем на место перемычку и проверяем работу стартера в сборе, если позволяет мощность источника питания. Эту проверку желательно выполнить до установки стартера на двигатель для исключения дополнительных увлекательных упражнений по установке и снятию стартера с двигателя.
Как обычно, принимаю замечания, пожелания и вопросы.
Публикации моих статей на Дзен не приносят мне никакого дохода. И ладно бы просто доход не приносили! Ведь подготовка материалов требует больших усилий и затрат времени. Поэтому, если вам интересно читать статьи по ремонту электроники, и вы хотите помочь развитию моего канала, то я буду весьма благодарен вашим пожертвованиям на карту Сбер 2202 2061 0277 2519