Найти в Дзене

Почему суды всё чаще встают на сторону информационных посредников. Разбираемся в причинах.

Оглавление
Юлия Чистова, Управляющий партнер группы компаний «Антипиратские технологии»
Юлия Чистова, Управляющий партнер группы компаний «Антипиратские технологии»

Информационные посредники: влияние на авторское право и бизнес

С развитием электронной коммерции и увеличением объёма информации, необходимой для успешного ведения бизнеса, появился новый термин — информационные посредники.

Эти компании создают и обеспечивают работу технической инфраструктуры, а также предлагают новые бизнес-модели, под которые предприниматели готовят различный контент.

изобраджение: Freepik
изобраджение: Freepik

К наиболее известным информационным посредникам относятся поисковые системы, платформы объявлений, маркетплейсы, агрегаторы новостей и другие ресурсы, которые облегчают взаимодействие между производителями и продавцами, продавцами и покупателями.

Ответственность за контент

Информационный посредник не контролирует передачу контента, не определяет целевую аудиторию и не вмешивается в содержание информации, размещённой пользователем. Ответственность за нарушения авторских прав всегда лежит на том, кто фактически разместил нелегальный контент — штрафы и компенсации должен будет возмещать именно он.

Но бывают и исключения – система мониторинга компании «Антипиратские технологии» выявила нарушение авторских прав на сайте турагентства из Краснодарского края.

Автор фотографий «Река Мзымта и Роза Хутор» и «Роза Хутор», известный фотограф Артём Ачкасов, не давал разрешения на использование снимков и не заключал договор с владельцами сайта. Досудебное урегулирование спора оказалось невозможным, так как представитель турагентства утверждал, что онлайн-платформа — информационный посредник. Однако в ходе судебного разбирательства Арбитражный суд Краснодарского края выяснил, что электронный ресурс не может считаться информационным посредником, поскольку оказывает коммерческие услуги. Кроме того, администрация не смогла предоставить доказательств размещения спорных фотографий третьими лицами.

Меры по предотвращению нарушений

Если правообладатель сообщает о нарушении авторских прав, спорный контент должен быть скрыт. Это касается изображений, графических элементов, шрифтов, текстов, рекламных видео и аудио роликов. Речь идёт о маркетплейсах, социальных сетях, сайтах-агрегаторах — в общем, на тех ресурсах, которые представляются информационными посредниками.

Регулирование взаимоотношений

В настоящее время отсутствуют механизмы, которые бы позволили авторам эффективно защищать свои права. Им приходится самостоятельно заниматься мониторингом нарушений и сбором доказательств для служб поддержки и судов.

Пример из нашей практики — фотографию «Канатная дорога в Архызе» автора Артёма Ачкасова наша система мониторинга зафиксировала на 6-ти поддоменах сайта по 11 различным ссылкам. Сам фотограф вряд ли смог бы оперативно обнаружить столько нарушений. Поэтому авторам очень нужны технологичные и доступные разработки.

Подытожим:

Если веб-ресурс не редактирует пользовательский контент и не извлекает прибыль из него, то такой сайт считается «информационным посредником». В этом случае ответственность за неправомерное использование чужих работ несёт тот, кто разместил спорный контент.

АТ в telegram — Антипираты ХХI.