Ошибка найма дорого обходится компании. Чтобы снизить риск неудачного подбора, важно обучать рекрутменту не только HR-специалистов, но и нанимающих руководителей, так считают 96% опрошенных get expert компаний. Чему конкретно учить, что учесть и какая цена ошибки – читайте в нашем материале.
Зачем обучать рекрутменту?
Подбор персонала – это ресурсоемкий процесс, который включает в себя просмотр бесчисленного количества заявок, проведение собеседований и координацию различных мероприятий. Хорошо подготовленные рекрутеры эффективнее выявляют перспективных кандидатов на ранних этапах процесса, экономя время и ресурсы. Более того, принимая правильные решения о найме персонала, компании могут избежать затрат, связанных с текучестью кадров и повторным наймом персонала. Однако не в каждой компании есть рекрутер, и даже если он есть, то нанимающий руководитель может быть не всегда согласен с предложенным кандидатом.
Мы в get expert опросили более 20 компаний и выяснили, что почти все из них уверены, что нанимающих руководителей важно обучать навыкам подбора персонала. Причем для 57% опрошенных вопрос корректного найма – это настоящая боль. Не видят необходимости в обучении рекрутменту только 4% опрошенных компаний.
Обучение рекрутменту нанимающих руководителей решает сразу несколько задач:
- сокращение времени на подбор персонала– в среднем, компании тратят 42 дня на закрытие вакансии, а улучшение навыков рекрутмента у нанимающих руководителей может сократить это время на 30%;
- уменьшение текучести кадров – по данным нашего исследования по «Адаптации персонала», более трети кандидатов уходят во время испытательного срока из-за того, что им не подошла работа. А работодатели сообщают, что чаще всего причиной увольнения в первые месяцы становится то, что кандидаты не справляются с KPI. Качественный процесс подбора мог бы снизить риск таких ошибок;
- повышение качества кандидатов – прошедшие обучение по рекрутменту менеджеры в 2,5 раза чаще принимают правильные решения при найме, что приводит к улучшению качества кандидатов (исследование Leadership IQ);
- снижение затрат на найм – компании, которые инвестируют в обучение своих нанимающих менеджеров, наблюдают снижение числа ошибок при найме на 25%, следует из исследования Talent Board.
В 2024 году обучением руководителей навыкам рекрутмента занимаются чуть более 70% работодателей, принявших участие в опросе get experts. При этом 23% опрошенных хотят внедрить подобное обучение. Чаще всего компании проводят очные тренинги (59%), более трети – 36% предоставляют доступ к тренингам с практикой на обучающих платформах, а еще 5% – проводят онлайн-тренинги по рекрутменту.
«Сбой в процессе подбора может быть на каждом этапе, начиная от установочной встречи между нанимающим и рекрутером, завершая адаптацией и успешным прохождением испытательного срока. Между ними ориентировочно 9 -12 этапов, которые могут влиять на неудовлетворительный результат найма в целом. Проанализировав эти этапы, можно будет понять, каких инструментов не хватает в этом процессе, чтобы он работал максимально эффективно», – пояснил руководитель направления «Консалтинг» рекрутинговой компании get experts Павел Остроумов.
Кого обучать рекрутменту?
Обучение рекрутменту улучшает качество найма, снижает текучесть кадров, экономит время и ресурсы, повышает вовлеченность и продуктивность всех сотрудников. Поэтому желательно обучать инструментам подбора персонала всех, кто так или иначе задействован в процессе подбора и оценки. Прежде всего речь идет про:
- рекрутеров;
- лидеров команд подбора;
- HR универсалов (HR Generalist);
- менеджеров по управлению талантами.
Также крайне важно тренировать оценке и процессу подбора и нанимающих руководителей, которые ищут сотрудников в свое подчинение. В том числе:
- линейных руководителей;
- руководителей регионов и территорий;
- руководителей функций и департаментов;
- руководителям бизнес-подразделений.
Исследования доказывают эффективность такого обучения. Так, согласно отчету LinkedIn, 89% лучших сотрудников были наняты компаниями, которые активно обучают своих нанимающих руководителей.
Когда руководители хорошо понимают свой функционал в процессе рекрутмента, у них есть для этого все инструменты, то они делают более обоснованный выбор кандидатов, что в свою очередь, снижает текучесть кадров. А как показывает практика – 75% причин текучести кадров можно предотвратить (по данным исследовательской компании Work Institute).
«Компании тратят большие бюджеты на обучение продажам, продукту, производственного персонала, но по какой-то причине, не хотят тренировать сотрудников, что бы они наполняли организацию лучшими профессионалами. Между тем, обучение позволит избежать ситуации, когда каждый оценивает и нанимает как умеет», — сказал Павел Остроумов.
Таким образом, обучение нанимающих руководителей рекрутменту — это стратегическое вложение, которое приносит многократную отдачу.
В каком формате обучать рекрутменту?
Благодаря развитию технологий, обучать рекрутменту (как и любому другому навыку) сегодня можно в онлайн и офлайн формате. Это может быть однодневный тренинг и более долгосрочный курс. На наш взгляд, именно для нанимающих руководителей наиболее эффективным будет обучение в следующих форматах:
- тренинг на 8 часов за 1 день: в офлайн формате;
- тренинг на 8 часов за 2 дня (по 4 часа в день): в онлайн формате;
- тренинг на 8 часов за 4 дня (по 2 часа в день): в онлайн формате (по нашему опыту, это самый популярный формат).
Мы в get experts в программу тренинга включаем следующие элементы:
- основы компетентностного подхода оценки сотрудников;
- правильный бриф рекрутера;
- проведение интервью. Цели, структура интервью. Варианты опроса;
- начало интервью - как расположить кандидата? Выяснение мотивации;
- технологии опроса STAR, CARE, PARLA, STARLA;
- интервьюирование;
- эффективная презентация вакансии и функции;
- выявление потенциала кандидата;
- завершение интервью так, чтобы кандидат стал амбассадором компании;
- оценка результатов и предоставление обратной связи;
А вы проводили обучение рекрутингу внутри компании?