Найти в Дзене

Существует ли реальная опасность «информационной ямы» для человека?

С течением времени просмотр ленты в социальных сетях (как и чтение развлекательных порталов, новостей и т.д.) стал неотъемлемой частью нашей жизни. Мозг привык к постоянному потоку информации, поэтому требует дополнительных сведений. Отличительной особенностью такого состояния является замещение усвоения информации и ее переработки простым созерцанием. Попробуйте пересказать то, что вы узнали из ленты новостей. Вероятно, вспомнится далеко не всё, возможно, почти ничего.

Так ли нужен человеку
бесконечный поток информации? Наблюдается ли в современном обществе информационная зависимость (среди определенных возрастных групп)? Существует ли реальная опасность «информационной ямы» для человека? Как ограничить поток информации, чтобы избежать ущерба для жизни и деятельности?

На вопросы, приобретающие все большую актуальность, отвечает
Александр Валентинович Чернов, профессор, доктор филологических наук, директор Гуманитарного института, заведующий кафедрой социальных коммуникаций и медиа Череповецкого государственного университета.

– Наш мозг (и организм в целом) не может не получать и не перерабатывать информацию, в том числе звуки и цвета, запахи и расстояния. Фильтрация информации, а затем ее преобразование и усвоение происходит в огромном объеме, необходимом для элементарного выживания и существования в этом мире.

Гигантский масштаб ежесекундно получаемых сведений мы просто не замечаем по той причине, что они не нуждаются в понимании и осмыслении, наш организм справляется с их обработкой без мыслительного процесса.

Важно уметь работать с информацией, которая предназначена другим зонам мозга, необходима уже не для протекания физиологических процессов, не для восприятия мира на уровнях подсознания и предсознания... С информацией, которая имеет ключевое значение для мыслительной активности, понимания действительности событий и ответной реакции на них.

Так что же такое «информация»? Всего лишь поток сигналов и знаков? По моему мнению, отличное определение дал Умберто Эко. Он говорил, что информация – это мера выбора. То есть всё, что позволяет делать выбор, – информация. А всё, что таким качеством не обладает, – это шум; его наш мозг игнорирует в процессе осмысления (но это не значит, что он не мешает сосредоточиться на действительно важных сведениях).

Для оптимизации мыслительного процесса, для переработки получаемых данных, для преодоления информационной ловушки необходимо иметь в виду несколько ключевых вещей.

Во-первых, только малая часть стремительно нарастающего потока сообщений, внутри которого мы находимся, является информацией для каждого из нас (достаточно спросить себя: «Зачем мне это?»).

Во-вторых, зависимость наблюдается не от информационных сообщений, а от новостей (в которых часто мы и видим суть информации). Кто-то испытывает непреодолимую тягу к спортивным новостям, кто-то – к политическим, кто-то – к профессиональным, кто-то стремится первым узнать и потом «экспертно» делиться эксклюзивными сведениями... Новостная зависимость – это разновидность дофаминовой зависимости.

В-третьих, в подростковом возрасте любая зависимость формируется гораздо легче, а чем больше «стаж», тем труднее от нее отказаться.

В-четвертых, в особо запущенных случаях можно диагностировать «информационный инфаркт», когда зависимость превращается в зависание, погружает человека в бесконечную имитацию процесса выбора, не позволяет делать главного – принимать решения.

Ученые говорят о серьезных изменениях в структуре памяти «цифровых аборигенов», «поколения Z» и следующего... Возможно, но, на мой взгляд, это очередной приступ алармизма (что не отменяет необходимости размышлять о будущем).

В-пятых, важно избегать дофаминовых ловушек, об этом пишут сотни психологов. Могу посоветовать (тем, кто в этом заинтересован, естественно) как можно раньше обрабатывать уже полученную информацию, а новую искать для решения возникающих в процессе жизни и деятельности задач. Не нужно заниматься выматывающим интернет-серфингом в поисках озарения; оно существует или может появиться (а такое бывает), но не в сети, а в голове.