Верочка была замужем за Русланом. Вышла за него совсем юной. Трепетная, нежная дома, она была достаточно собранной и волевой за его пределами. И работала она не где-то, а в больнице, операционная сестра – это вам не просто так.
- Так, увольняйся и занимайся дочкой. Она только в садик пошла, ей мать постоянно рядом нужна.
- Интересно, а как ею заниматься? Все, что можно, мы с тобой ей даем: развивашки всякие, воспитание. Мама моя помогает.
- Моя жена должна дома сидеть и заниматься семьей.
- Ты мне эти замашки брось, любимый. Вот повернешься ты ко мне тылом, и пойдешь вторую и третью жену брать, как папенька тебя подбивает, а я с чем останусь? Кстати, у нас брачный договор заключен, если ты помнишь.
- Да, отец деньги давал, и я имею право! Отец перебарщивает немного, ведь он хочет внука. Да, я хочу сына.
- А я в маленькой квартире второго ребенка рожать не хочу. Где мы будем размещаться? На головах друг у друга? И дочке нужна своя комната, и тебе, чтобы отдохнуть. Нет, я не готова.
- Я дом дострою, мы туда переедем, и будет больше места.
- Тогда и поговорим. Квартира только моя, она не делится, а земля только твоя. И дом будет после регистрации только твой. Мало ли что. Я за детей волнуюсь.
- Все будет хорошо. Сначала дом построю, а потом будем решать что-то с увеличением квартиры, и жильем для детей.
Вера согласно кивнула, хотя про себя думала:
- Точно местную подкатят мужу, а я буду типа старшей женой. Как в кино «Господин назначил меня любимой женой…».
Дом фактически уже достроили, и тут случилась беда, Руслана не стало.
Вера была в шоке, получила нервный срыв, лечилась в больнице, много плакала. Родители мужа кричали:
- Да ты только деньги от него хотела получить, жила с ним из корысти. Только все прибрать себе хотела. А он зарабатывал, он все получал.
Вера, вся в слезах, заявила:
- Да ничего мне не надо, забирайте себе.
Когда пришла в себя, то мать и подруги сказали:
- Тебе не надо ничего. А дочке? Почему родная дочь должна оставаться без дома и земли? Оно там стоит прилично. Домину-то Руслан отгрохал ого-го какой. Разве он бы хотел, чтобы дочке ничего не досталось?
И Вера встрепенулась, подала на наследство. А открытие наследства проводилось далеко, в Дагестане (*от автора - не знаю почему, дом в Московской области, а данных в решении нет).
Нотариус оттуда ответил:
- Срок на принятие наследства вы пропустили, обращайтесь в суд. Я уже свидетельство выдал, все унаследовал отец Руслана.
Вера сходила к юристу, и получила консультацию:
- Берите справки о заболевании, вы же лечились. Хотя суды и не очень охотно восстанавливают срок для принятия наследства, но у вас есть шанс: ребенок несовершеннолетний, да и Вы болели. Готовьтесь, что будут отказы, и не одна инстанция, скорее всего.
- Я могу претендовать на половину: вернее, мы с дочкой. Половина его родителям, половина нам?
- Будем претендовать на супружескую долю, а вторую половину делить по максимуму.
Вера кивнула:
- Я готова.
Исковое заявления было подано в Московской области, где и находилась земля и фактически построенный дом. Верочка писала:
- Прошу восстановить срок для принятия наследства. У нас был брачный договор, по которому все имущество, то есть земельный участок, принадлежал мужу в случае расторжения брака. На участке стоял фактически достроенный дом, со 100% готовностью, который надо было только зарегистрировать. Участок приобретался в браке, дом строился в браке. Прошу сделать следующее:
*аннулировать выданное свидетельство о наследовании;
*выделить мою супружескую долю;
*Оставшуюся половину поделить между свекром, принявшим наследство, мною и дочкой, то есть по 1/3 от половины дома и земли каждому.
Свекор возражал:
- И что, что она болела? Это никак не препятствовало ей подать заявление нотариусу. Я против. Земля и дом принадлежали сыну, и останутся в семье.
- Мы тоже семья – я и дочка, и имеем право на наследство.
- Был бы сын, то ладно, поделились бы, а так – ничего нет, откажите ей.
Суд первой инстанции в иске Вере отказал:
- Время для принятия наследства было. Мы в клинику запрос сделали, а ответа не получили, о том, что вы лечились там, так что в иске – отказать.
Вера направила жалобу во вторую, апелляционную инстанцию, и суд пересмотрел дело:
- Да, болела, да срок принятия наследства пропустила. Но мы его восстанавливаем, считаем, что пропустила по уважительной причине. Да еще и ребенок там. Что там из наследства? Дом?
- Да, дом, согласно оценке, дом большой. Оценка есть в деле:
Жилой дом является объектом капитального строительства общей площадью 413,2 кв.м., имеет три надземных и один подземный этажи, подключен к системам коммуникаций: электроснабжению, водоснабжению, канализации. Жилой дом соответствует градостроительным требованиям по расположению на земельном участке, санитарно-бытовым требованиям (по санитарно-бытовым расстояниям), противопожарным требованиям, объемно-планировочным требованиям, санитарно-гигиеническим требованиям. Жилой дом при эксплуатации соответствует его целевому назначению, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Рыночная стоимость жилого дома составляет 30 257 836 руб.
Суд сказал:
- Да, дом построен в браке, на совместно нажитые средства, участок тоже приобретался в браке, так что выделяю супружескую долю Вере – это половина дома и половина участка, а вторую половину делю по 1/3 между наследниками: отцом, Верой и дочкой усопшего.
Отец возмущенно обжаловал:
- Что значит по 1/3? Вообще то моя супруга, мать наследодателя, отказалась от наследства в мою пользу. Наследников четверо: отец, мать, жена (Вера) и дочка. И дом надо поделить по ¼ каждому.
Кассационная инстанция жалобу рассмотрела и сказала:
- Так, срок восстановили, это правильно. Супружескую долю выделили – тоже молодцы. А вот как поделили оставшуюся половину по 1/3? Чем руководствовались? Наследников-то четверо. Надо бы эту часть пересмотреть и пересчитать.
Дело вернулось в суд второй инстанции – апелляционной.
- Ой, правда, что-то мы не так посчитали. Половина – супружеская доля, а оставшуюся часть делим так: половина отцу (за себя и мать), а вторая половина – дочке и жене. То есть у отца – ¼ доли в доме и земельном участке, у Веры половина и 1/8, у дочки 1/8 доли.
Вера выдохнула:
- Да, теперь-то уж посчитали верно. ¾ дома мои и дочери.
Свекор злобно сверкнул глазами:
- Куда тебе такой дом.
- Оценка проведена, можете отдать ¾ стоимости от него, и дом ваш.
- Мой сын строил.
- А также мой муж и отец моей дочки, которую мне еще растить. Так что решать вам.
- Сама долю выкупай.
-Если деньги найду, я подумаю. Не надумаю – будем дом продавать, а деньги делить.
*имена взяты произвольно, совпадения событий случайны. Юридическая часть взята из решения суда, которое я публикую на премиум канале.
Премиум канал – это ДОПОЛНИТЕЛЬНО. Основного канала не касается.
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.