Найти тему
Ребёнок плохо говорит

Как научить неговорящего ребенка просить желаемое?⁠⁠

У каждого человека есть потребность быть понятым. Если человеку мало лет и у него нет речи – потребность быть понятым у него все-равно есть. Как мы можем ему помочь? Даже при регулярных занятиях с логопедом, развитие речи – это не быстрый процесс. Но мы не можем ждать несколько месяцев/лет! У ребенка есть желания прямо здесь и сейчас. Часто на почве этого непонимания возникают истерики и другие неприятные эпизоды. Ребенок что-то хочет, объяснить не может и злится на вас. Итак, что можно сдать прямо сейчас?

Я предлагаю рассмотреть вариант альтернативной коммуникации (не вместо развития речи, а параллельно этому развитию).

Основное правило альтернативной коммуникации можно сформулировать следующим образом: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».

А.К.- Это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для человека.

Кому она может быть полезна?

  • Первая группа - лица, с умственными ограничениями испытывающие трудности в овладении языком. Они фрагментарно пользуются устной речью. Их вербальные сообщения интерпретируются только знакомым, ближайшим окружением и касаются известных, предпочитаемых тем. В иных ситуациях, для общения на малоизвестные темы с чужими, малознакомыми людьми необходима дополнительная коммуникация - как поддержка устной речи.
  • Вторая группа  – лица, которые хорошо понимают речь, но не в состоянии выразить свои потребности вербально. Например, это люди с церебральным параличом.
  • Третья группа – пользователей этой группы следует обучать как пониманию речи, так и способности общаться (Например, люди с нарушением слуха, аутизмом).

Как может применяться альтернативная коммуникация?

•как постоянная, ежедневная практика;

•как временная помощь в период обострения проблем с коммуникацией;

• как помощь для приобретения лучшего владения речью;

• как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.

Варианты:

- объектная (предметная) коммуникация - предполагает использование объектов, которые символически изображают различные понятия. То есть эта коммуникация предполагает обмен карточки с изображением условной конфеты на эту самую конфету;

тактильная система коммуникации – используется для поддержания понимания устной речи, но не для ее замены; жесты используются как сопровождение устной речи, говорить следует простыми короткими фразами.

Мы сегодня поговорим про PECS  – метод Picture Exchange Communication System (PECS) – обмен картинками.

Глаголы - для продвинутых пользователей системы. С глаголами можно учиться выстраивать предложения на специальной подложке.

Основные преимущества использования системы:

1. РЕСS – это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.

2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации или усиления взгляда.

3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.

Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его – благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена.

Лучше всего внедрять систему со специалистом, там есть определенная последовательность действий. Главное, на что важно обратить внимание, это готовность ВСЕХ, кто проводит время с ребенком, стать участниками этого. Потому что, если мама дает желаемое в обмен на карточки, а папа просто так, ребенок будет ходить к папе, и вы просто потеряете время.

Итак, самые частые вопросы, которые мне задавали:

- Зачем карточки? Ребенок может просто показать или потянуться к тому, что хочет!

А если ребенок захочет печенье, а оно в шкафу? У ребенка должна быть возможность попросить что-то, даже если этого нет в поле зрения.

- А если ребенок принесет карточку «Мороженое», а дома мороженого нет, мне надо все бросить и бежать в магазин?

Нет. Карточки с тем, что вы не планируете предоставлять ребенку, оправляются на специальную красную страничку вашего альбома с карточками, это страничка «НЕТ». Есть также система «Визуальное расписание». Если мороженое можно, но через какое-то время, вы можете приклеить его в план и ребенку будет видно, когда его дадут (это расписание дня ребенка, сложенное из карточек).

Пример: Ученик, 10 лет, УО, учимся говорить. У него с собой альбом с карточками. Он достает карточку с пельменями и дает мне. Естественно, на занятии мы пельмени есть не будем. По договоренности с мамой, мы открываем его визуальное расписание. Там порядок: занятие, дом. Вот, после слова дом мы и лепим карточку с пельменями. Ребенок уже знает, что после занятия поедет домой и ему дадут то, что он хочет.

-2

Так выглядит альбом. Внизу, на желтой полоске, ребенок может выложить предложение. Наверху актуальные варианты карточек, которые ребенок может выбрать. Внутри альбома все остальные карточки.

- А если ребенок привыкнет, а потом говорить не захочет?

На самом деле это наоборот, стимулирует речь. Ребенка учат проявлять настойчивость, искать родителя и вручать ему карточку. Даже если родитель в другой комнате и отвернулся к стене – ребенок должен подойти и вложить ему в руку карточку. Родитель меняет предмет на карточку и неизменно проговаривает название предмета. Однажды, когда коммуникативные способности будут позволять, и ребенок уже будет уметь наименовывать предметы, ему будет проще попросить что-то, чем искать в альбоме карточку.

- Это только для домашнего использования?

Лучше всего, если у ребенка будет альбом на ремешке и ребенок будет носить его с собой. Так у него будет возможность что-то попросить на занятии (например, воды), или в детском саду, главное договориться об этом со специалистами.

- А если карточки – это неудобно?

Попробуйте скачать приложение на телефон. Но тогда это будет телефон ребенка, и он будет везде брать его с собой. В этом приложении ребенок будет выбирать карточку, или даже строить предложение (в карточном варианте тоже так делают).

То есть ребенок собирает последовательность на телефоне, подходит к вам, нажимает на кнопку и эти  карточки озвучиваются программой: Я… Хочу…Конфету.

Очень важно помочь ребенку стать услышанным. Ребенок, желания которого вообще никогда не учитываются, однажды сломается и перестанет хотеть.

Пример человека, у которого уже нет никаких желаний: однажды у меня была встреча с подростком 14 лет. УО, речи, зато есть идеальное поведение слушателя. Юноша слушается маму во всем. И ничего не хочет. Ест то, что дают. Делает то, что говорят. Никаких предпочтений в еде. Никакой предпочитаемой деятельности, вообще ничего. В качестве приза был мягкий мешок. Он соглашался сделать что-либо за то, чтобы разрешала посидеть. Естественно, ему хотелось какого-то веселья, и он находил его в том, чтобы плеваться. Пока мама не видит. Вы мне возразите, мол, УО, что от него ждать. Обратимся к литературе: для этих детей характерна короткая (близкая) мотивация деятельности, направленная на выполнение отдельных операций и действий. Это не значит, что они вообще не должны ничего хотеть! Через расширение потребностно-мотивационной сферы ребенка можно достичь результатов, и в обучении, и в социализации.

Ссылки на литературу традиционно прилагаю. Если у вас был опыт взаимодействия с альтернативной коммуникацией – поделитесь результатами, будет интересно обменяться опытом.

Литература:

Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова - здесь про мотивацию детей с УО; Новосёлова Н.В. Система альтернативной коммуникации PECS в обучении детей с РАС - здесь человеческим языком все расписано про эту систему;

Альтернативная дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. (Из опыта работы с реабилитантами на базе Реабилитационного Центра УСО ПНИ-10) Жиркова И.Г.1 , Щербакова Н.В.2 Жиркова И.Г., Щербакова Н.В. Альтернативная дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. - здесь

Г. Н. Пенин, О. А. Красильникова ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ - здесь

Я - здесь https://vk.com/logo_svetlana
Эта статья на Пикабу