Найти тему

Дифференцированный подход в действии. Или нет?

Оглавление
Мы должны учить разных детей!  Если они все будут одинаковые, не сойдём ли мы с ума?
Мы должны учить разных детей! Если они все будут одинаковые, не сойдём ли мы с ума?

Думаю, что каждый учитель, осознанно или неосознанно, но пытается использовать дифференцированный подход в своей практике, просто потому, что по другому взаимодействовать с детьми не получается.

Дифференцированный подход - это учёт тех особенностей, которые характерны для разных групп учащихся, и создание комфортных (подходящих) условий для их обучения.

Какие же особенности бывают?

- по уровню владения языком (сильные, средние, слабые, очень слабые)

- по ведущему способу восприятия информации (визуалы, аудиалы, кинестетики, вербалы, дигиталы)

- по умственным способностям (высокого/среднего/низкого уровня интеллекта)

- по темпераменту (слишком быстрые, слишком медлительные, слишком поверхностные и т.д.)

- по отношению к учёбе (трудолюбивые, ленивые, запущенные)

- наверное, есть ещё градации, но уже и перечисленных достаточно.

Все эти особенности перемешаны в одном классе/группе, и, на самом деле, это естественно и нормально. Ненормально то, что мы, учителя, часто жалуемся, какие у нас в классе разные дети и как же нам неудобно с ними работать. Особенно достаётся детям с ОВЗ, ну а куда же их деть?
Неужели так было бы лучше?
Неужели так было бы лучше?

Как реализуется дифференцированный подход на уроке?

Учитель обычно фокусируется (если вообще фокусируется) на особенностях одной категории, чаще всего, это уровень владения языком/ уровень подготовки. И для этого, например, составляет или подбирает задания разной степени сложности. Но даже эти действия требуют дополнительных усилий и временных затрат при подготовке к урокам, ведь одно и то же задание нужно разработать для двух или даже трёх разных групп учащихся.

Задания/упражнения могут дифференцироваться следующим образом:

1. по количеству опор (если дать опоры, то уровень сложности значительно снижается);

2. по объёму (например, учащиеся должны написать текст из 3х предложений, или из 10, а задание одно - в этом и заключается разный уровень);

3. по временному ограничению (кому-то достаточно 5 минут, чтобы полноценно прочитать текст, а кому-то 20)

4. по степени самостоятельности учащихся (одному достаточно одной общей инструкции, а другому необходим пошаговый контроль);

5. по характеру помощи учащимся (сильная группа может выполнять задание самостоятельно, а слабая только вместе с учителем, то есть фронтально);

6. по характеру учебных действий (например, один и тот же текст можно даже пересказывать по-разному: пересказ по цепочке, по ключевым словам, по плану, без опор, от лица одного из персонажей и т.д.).

Вот почему так важна подготовка к уроку! Мы не материал изучаем/вспоминаем/прорабатываем, а продумываем каким образом подать его, чтобы он был усвоен большинством учащихся.
Вот почему так важна подготовка к уроку! Мы не материал изучаем/вспоминаем/прорабатываем, а продумываем каким образом подать его, чтобы он был усвоен большинством учащихся.

Как же быть с другими особенностями?

Я думаю, что лучший выход - это разнообразие. Чем разнообразнее будут способы подачи материала, упражнения для его отработки, режимы и формы работы и даже способы опроса и контроля, тем больше детей успешно встроятся в процесс обучения.

Это не значит, что один и тот же текст или одно и то же задание нужно дублировать в нескольких вариантах, достаточно каждый раз чередовать эти варианты. Например, регулярно использовать наглядность, аудио, Total Physical Response (запоминание новых лексических единиц с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы), приёмы для формирования критического мышления, игровые и соревновательные элементы, творческие задания и т.д.

Различные методики, задания и инструменты нарабатываются годами, у опытного учителя их накапливается целый арсенал. И лучше, конечно, вести его картотеку, чтобы можно было быстро выбрать подходящий шаблон или форму для упражнения или способа введения нового материала. Если же не просматривать свои наработки, то со временем они забываются, и уроки проходят очень однотипно. А это не идёт на пользу нашим, таким разным детям.

Постараюсь постепенно выкладывать на канале все свои наработки и распределять их по подборкам, может быть вам пригодятся.

Коллеги, как вы считаете, таким образом дифференцированный подход работает? Или нет?