Думаю, что каждый учитель, осознанно или неосознанно, но пытается использовать дифференцированный подход в своей практике, просто потому, что по другому взаимодействовать с детьми не получается.
Дифференцированный подход - это учёт тех особенностей, которые характерны для разных групп учащихся, и создание комфортных (подходящих) условий для их обучения.
Какие же особенности бывают?
- по уровню владения языком (сильные, средние, слабые, очень слабые)
- по ведущему способу восприятия информации (визуалы, аудиалы, кинестетики, вербалы, дигиталы)
- по умственным способностям (высокого/среднего/низкого уровня интеллекта)
- по темпераменту (слишком быстрые, слишком медлительные, слишком поверхностные и т.д.)
- по отношению к учёбе (трудолюбивые, ленивые, запущенные)
- наверное, есть ещё градации, но уже и перечисленных достаточно.
Все эти особенности перемешаны в одном классе/группе, и, на самом деле, это естественно и нормально. Ненормально то, что мы, учителя, часто жалуемся, какие у нас в классе разные дети и как же нам неудобно с ними работать. Особенно достаётся детям с ОВЗ, ну а куда же их деть?
Как реализуется дифференцированный подход на уроке?
Учитель обычно фокусируется (если вообще фокусируется) на особенностях одной категории, чаще всего, это уровень владения языком/ уровень подготовки. И для этого, например, составляет или подбирает задания разной степени сложности. Но даже эти действия требуют дополнительных усилий и временных затрат при подготовке к урокам, ведь одно и то же задание нужно разработать для двух или даже трёх разных групп учащихся.
Задания/упражнения могут дифференцироваться следующим образом:
1. по количеству опор (если дать опоры, то уровень сложности значительно снижается);
2. по объёму (например, учащиеся должны написать текст из 3х предложений, или из 10, а задание одно - в этом и заключается разный уровень);
3. по временному ограничению (кому-то достаточно 5 минут, чтобы полноценно прочитать текст, а кому-то 20)
4. по степени самостоятельности учащихся (одному достаточно одной общей инструкции, а другому необходим пошаговый контроль);
5. по характеру помощи учащимся (сильная группа может выполнять задание самостоятельно, а слабая только вместе с учителем, то есть фронтально);
6. по характеру учебных действий (например, один и тот же текст можно даже пересказывать по-разному: пересказ по цепочке, по ключевым словам, по плану, без опор, от лица одного из персонажей и т.д.).
Как же быть с другими особенностями?
Я думаю, что лучший выход - это разнообразие. Чем разнообразнее будут способы подачи материала, упражнения для его отработки, режимы и формы работы и даже способы опроса и контроля, тем больше детей успешно встроятся в процесс обучения.
Это не значит, что один и тот же текст или одно и то же задание нужно дублировать в нескольких вариантах, достаточно каждый раз чередовать эти варианты. Например, регулярно использовать наглядность, аудио, Total Physical Response (запоминание новых лексических единиц с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы), приёмы для формирования критического мышления, игровые и соревновательные элементы, творческие задания и т.д.
Различные методики, задания и инструменты нарабатываются годами, у опытного учителя их накапливается целый арсенал. И лучше, конечно, вести его картотеку, чтобы можно было быстро выбрать подходящий шаблон или форму для упражнения или способа введения нового материала. Если же не просматривать свои наработки, то со временем они забываются, и уроки проходят очень однотипно. А это не идёт на пользу нашим, таким разным детям.
Постараюсь постепенно выкладывать на канале все свои наработки и распределять их по подборкам, может быть вам пригодятся.