Для чего они нужны?
Разноуровневые задания позволяют следовать дифференцированному подходу, то есть предлагать каждому ученику/группе учеников подходящие для его/их уровня задания.
Не секрет, что все учащиеся в нашем классе разные. И как бы мы ни пытались их усреднить, они так и останутся разными. Они могут более-менее одинаково выполнять ваши организационные требования, если вы их научите, но уровень возможностей у них всё равно останется у каждого свой (прямо как эти стаканчики на картинке).
Здесь можно задаться вопросом: Кого я учу? Среднего ученика или, может быть, самого сильного? И насколько хорошо я его учу? Есть ли польза для него? Или только видимость? Отвечая на эти вопросы, я прихожу к выводу, что без разноуровневых заданий на уроке делать нечего.
Что это за задания?
Это обычные задания, которые мы привыкли использовать, но поданные разным учащимся по разному, в соответствии с их уровнем.
Например, один и тот же средний текст для чтения можно дать в следующих вариантах, от самого простого к сложному:
- с полным русским дублированием
- с переводом некоторых слов/выражений, можно в скобочках, можно ниже текста
- просто текст
- с выбором некоторых слов/выражений (здесь тоже уровень можно варьировать)
- с пропуском некоторых слов/выражений, либо с пропуском частей предложений, но тогда варианты нужно предлагать.
Между первым вариантом и последним - целая бездна. Ничего не поделаешь, такое вполне реально в обычном классе. Сколько вариантов текста вам потребуется зависит от подбора детей в классе. А если вы хотите, чтобы все они взаправду работали, то нужно приспосабливаться к каждому.
Соответственно и задания к этому тексту должны быть разноуровневые, например:
1 вариант: соотнеси слово с переводом; выбери правильные утверждения (они должны быть простыми); выпиши ключевые слова.
2 вариант: выбери правильный ответ из предложенных; кратко ответь на вопросы (простые); соотнеси части предложений.
3 вариант: Выбери правильные ответы в соответствии с текстом; ответь развёрнуто на вопросы; объясни значение выделенных слов; задай вопросы к тексту.
4 вариант: Составьте небольшой диалог на основе текста; ответь развёрнуто на вопросы; задай вопросы по тексту, чтобы прояснить его суть.
5 вариант: Дай и обоснуй свою точку зрения на заявленную в тексте проблему; задай вопросы, на которые ты не получил ответов в прочитанном тексте, перескажи текст от лица одного из персонажей.
Некоторые типы заданий, например, ответы на вопросы, могут быть разного уровня сложности, это зависит уже от сложности самих вопросов. Но есть и сложные типы заданий, например, перефразировать часть текста, написать пересказ или пересказать текст устно (пересказы могут быть разные), выразить свою точку зрения по представленной теме и т.д.
Кстати, проверять устно разноуровневые задания можно всем вместе, так как текст один и тот же, и всем будет более-менее понятно о чём идёт речь.
Когда их использовать?
В идеале, конечно, так нужно работать всегда. Но это, естественно, невозможно, у учителя нет времени на постоянную разработку материалов. Вообще-то этим должны заниматься методисты и составители учебников. (Расскажите мне, пожалуйста, чем на самом деле занимаются методисты. Мне кажется, они даже в школах не бывают.) Поэтому такая роскошь возможна не очень часто, по мере накопления материала. Но чем чаще, тем лучше. Скажем так, чем чаще учащиеся будут получать подходящие для них задания, тем более востребованными/нужными они будут себя чувствовать. Насколько это важно - решать вам! Хотя бы одно разноуровневое задание на уроке было бы замечательно!
Тут ещё может возникнуть вопрос: А стоит ли учить всех?
Как их сделать?
Я бы сказала, что скорее не как, а когда. Любой опытный учитель справится с этой задачей легко, но вот каждый раз найти на эту работу достаточно времени и сил - очень проблематично.
По крайней мере, хорошо, что есть ещё задания открытого типа, которые уже сами по себе разноуровневые. Вот их нужно давать почаще. Например, написать текст по какой-либо теме или описать картинку/фотографию: кто-то напишет три простых предложения, а кто-то 20 и очень детальных. Или составить и рассказать диалог, кто-то сможет заучить и сказать 2-3 реплики, а кто-то спонтанно расскажет несколько диалогов с разными собеседниками.