Цветы появлялись на произведениях искусства с незапамятных времен. Их можно встретить, например, на Древнеегипетских фресках в качестве важной символики. Цветы ассоциировались с богами, ритуалами, природой. Люди придавали им особое сакральное, даже мистическое значение.
Так, на этой фреске египтянки несут в руках вигию, которая символизирует силу, богатство, могущество.
Эти цветы также использовали во время ритуалов погребения молодых девушек, так как они считались символом невинности, молодости и красоты. Дополнением к ним служила белая одежда и крупные украшения.
В Древней Греции цветы окружали людей как в жизни, так и в и искусстве.
Неудивительно, что греки также придавали им особое значение и наделяли магической силой. Богиня растительного мира Флора, Бог виноделия Дионис, нимфы, — все они связаны с цветами и их символикой.
Когда Древнегреческие мастера создавали свои шедевры (мозаики, вазы, чаши, амулеты), они часто использовали в качестве изображений легенды и мифы. Явления природы тогда объясняли не наукой, но волшебством, силой богов, которые одарили ими человечество.
Так, например, на этой вазе художник раскрывает известную «цветочную» легенду.
Богиня Флора гуляла в лесу и нашла там бездыханное тело своей любимой нимфы (по сути, дочери). Она не смогла смириться с потерей, поэтому превратила девушку в цветок. А дальше ей помогли другие боги.
Богиня Афродита придала цветку чарующую красоту, чтобы люди восхищались им. Бог Дионис вдохнул в него благоуханный эликсир, чтобы аромат бутона не уступал его красоте. Затем Бог Эфир разогнал облака, чтобы Бог Солнца Апполон согрел цветок своими лучами и помог ему вырасти и обрести силу. Дарованное людям чудо.
Так в Древней Греции объясняли, что такое «цветы» и откуда они появились.
В дальнейшем флористические изображения из мифологических сюжетов трансформировались в идеологию Христианства, где каждый отдельный цветок имел свое религиозное значение. Так, белая лилия – это знак чистоты, непорочности, светлой души. Розы, особенно красные, напоминают о Терновом Венце Христа Спасителя. Кровь и самопожертвование. Полевые цветы: ромашки, васильки, колокольчики, – символизируют детскую чистоту, радость и непосредственность, напоминая о словах Спасителя: «будьте как дети».
Одно из самых ранних изображений цветов в раннехристианский период можно найти на стенах мавзолея Галлы Плацидии в городе Ровенна. Это разноцветные гвоздики на стенах и сводах, которые символизируют страдания Христа на Галгофе.
В Средневековье красочные бутоны начали расцветать на иконах с изображением Богоматери.
Белые лилии символизировали её чистоту и невинность. А красные розы — страдания по распятому сыну и кровь, пролитую им за человечество.
Из более поздних творений — Икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет» (17 век, Афон)
В 14-15 веках художники Франции и Германии украшали свои шедевры настоящим растительными орнаментами, куда вплетали цветы и бутоны ярких цветов. Такие орнаменты можно встретить на гобеленах, панно, в книгах (иллюстрации), на картинах, которые для своих домов заказывали богатые горожане.
Так, например, цветущее апельсиновое дерево символизировало Райский сад.
Искусство эпохи Возрождения раскрыло красоту цветов с новой стороны. Особенно ярко это направление проявилось на полотнах итальянских живописцев.
Перед вами шедевр гениального флорентийского живописца Сандро Боттичелли, картина «Весна».
Ботаники насчитали более 500 цветов, относящихся к 138 видам растений. Все они были тщательно выписаны Боттичелли. Причём некоторые цветы воспроизведены просто с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу картины. Именно поэтому исследователи творчества Ботичелли предположили, что художник использовал гербарии.
Начиная с 17 века цветы рисовали реалисты, пейзажисты, романтики, импрессионисты. В 20 веке — модернисты и даже кубисты.😁
Среди голландских живописцев, отдававших особую дань цветам, выделяются работы художницы Маргариты Хаверман.
Так, её шедевр «Ваза с цветами», 1716 года компания GOOGLE включила в список 10 самых красивых и знаменитых картин с цветами. Полотно следует традициям голландских и фламандских цветочных натюрмортов (17 -18 века) с изображением цветов в вазе с насекомыми. На картине реалистично выписаны более 10 видов цветов: роза, гвоздика, незабудки, тюльпан, календула, мак, первоцвет.
Такие цветочные натюрморты были весьма распространены в Нидерландах в последней четверти 17 — первой половине 18 века. Состоятельные и знатные люди заказывали такие полотна для своих гостиных и столовых.
Но настоящий бум на изображение цветов в искусстве случился с появлением такого направления в живописи как ИМПРЕССИОНИЗМ. Художники этого течения словно соревновались в том, кто ярче и интереснее изобразит цветы в вазе, букете, на поляне и даже на пруду.
Статьи не хватит, чтобы рассказать обо всех шедеврах Ван Гога, настоящего фаната цветов.
Всего Ван Гог написал 11 картин с подсолнухами. От небольших натюрмортов до крупных полотен. Картины висят в музеях и частных коллекциях по всему миру.
Но он рисовал не только эти яркие желтые цветы. Также он обожал Ирисы.
Ещё один художник, который посвятил существенную часть своей карьеры цветам, — Клод Моне. Его шедевр «Кувшинки» — это целая серия из 250 картин, которые художник создавал на протяжении 30 лет. Все это время он проживал в своей любимой усадьбе в Живерни.
Цветы — одна из любимых тем в мировом искусстве.
Мы тоже обожаем рисовать цветы!
Поэтому наш преподаватель, Кристина Брилькова записала для вас отдельный мастер-класс «Цветочный фестиваль». На нем вы научитесь формировать цветы и букеты из текстурной пасты. А затем разбираетесь в том, как наносить на холст краски, чтобы получилось нежное, воздушное и натуральное изображение.
Регистрируйтесь на МАСТЕР-КЛАСС