Подсудимые представлялись работниками российских банков и просили жертв застраховать вклады из-за утечки данных. Те по телефону сообщали код из СМС и деньги оказывались на счетах злоумышленников.
Одной из жертв этой банды стала жительница Пермского края Валентина Нечаева. В 2022 году ее сын Артем Нечаев погиб под Мелитополем, выполняя боевой долг. Его посмертно наградили орденом Мужества. Молодому человеку было всего 24 года.
Примерно такого же возраста оказались и подсудимые, которых обвиняют в краже денег у матери солдата. Злоумышленники завладели не только выплатами, полагающимися Валентине Нечаевой после смерти сына, но и деньгами с ее кредиток. Общая сумма ущерба по этому эпизоду составила 12,7 миллиона рублей. На счетах потерпевшей также хранились социальные выплаты за опекунство приемных детей.
– Мне сначала женщина позвонила из Альфа Банка, потом меня переключили на кого-то, я уже не помню, конечно, два года прошло. Они и деньги за сына у меня забрали – и в три больших кредита меня загнали. Плюс у меня там лежали деньги за опекаемых детей. Вот из этого и получилась сумма, – рассказала «Вечерней Казани» потерпевшая.
С кредиток Нечаевой мошенники забрали 1,6 миллиона рублей. За время следствия женщина уже успела выплатить банкам эту сумму, но для этого пришлось «работать на четырех работах». Как рассказала героиня, руки у нее не опускались лишь благодаря детям, но от суда она уже ничего не ждет. Для подачи гражданского иска ей нужен юрист, а оплачивать его накладно.
Мошенники также пытались оформить кредит и на дочь Нечаевой, но не вышло – девушке отказали банки: «Ей просто повезло, ей все банки отказали – она ни разу никогда не брала кредитов. А у меня-то, видите, с кредитами вся жизнь, мне-то банки не будут отказывать», – говорит потерпевшая.
«Джентльменский» эпизод
Всего по этому делу задержали восьмерых – пять человек силовики «взяли» в Казани, остальных – в Хабаровске. По версии следствия, задержанные совершали преступления в разных регионах России, при этом участвовали главным образом в «обнале» или работали «курьерами». То есть забирали деньги от жертвы и перевозили куда было нужно «неустановленным следствием кураторам».
Двое человек из этой восьмерки полностью признали вину и заключили досудебное соглашение со следствием. Их имена: Нозим Хоралиев и Рамиль Идрисов. Ранее «Вечерняя Казань» освещала их дело: подсудимые нашли «вакансии» «обнальщика» и «курьера» через даркнет. Там они получали задания от анонимных кураторов.
Именно через Хоралиева и Идрисова деньги жертв уходили «наверх». Сами же подсудимые зарабатывали от 4 до 10 процентов с переданной «начальству» суммы. В деле «досудебщиков» говорилось о доходе в районе двух миллионов рублей. Эти деньги члены банды якобы делили с остальными сообщниками.
Поскольку и Хоралиев, и Идрисов полностью признали вину, а также дали необходимые следствию показания, их приговорили к условному наказанию. Хоралиеву дали пять лет условно с испытательным сроком в 4 года, Идрисову 5,5 лет условно с испытательным сроком в 4,5 года.
3/6
Основное дело «бригады» телефонных мошенников приблизилось к своему старту лишь 15 июня 2024 года, то есть спустя два года с момента возбуждения дела. По словам потерпевших, все материалы сначала «зависли» в Перми, затем их направили в Приволжский районный суд Казани, лишь после этого по подсудности дело передали в Советский райсуд города.
Однако и там гособвинитель Диляра Нуртдинова не смогла огласить обвинение, поскольку на процесс явились только трое из шести подсудимых – это 26-летний Динар Хисматулин, 24-летний Тимур Мухсидонов и 23-летний Шамси Мамедов. Остальные обвиняемые (Владислав Бондарь, Владимир Короленко и Антон Бузыцкий) в суд не пришли. Адвокаты говорят, что суд не известил их заблаговременно.
Все фигуранты уголовного дела находятся на свободе – под подпиской о невыезде или запретом определенных действий. Каждому вменяется от четырех до 12 эпизодов особо крупного мошенничества и крупных краж. Максимальное наказание по ним составляет до 10 и до 6 лет лишения свободы, соответственно.
Известно также, что общий ущерб по делу составляет 15,6 миллионов рублей. От действий телефонных мошенников пострадало более 10 человек. Следствие установило, что подсудимые координировали преступления из съемной квартиры в Казани – во время обысков силовики обнаружили там более 200 сим-карт и десятки телефонов. Действовали при этом по четко отлаженным схемам.
Первая из них: злоумышленниками представлялись сотрудниками контактного центра и обманным путем получали доступ к мобильному банку жертвы. Оттуда деньги выводились на карты «дропов» и дальше по «нужным» электронным кошелькам.
Вторая: классическая схема со звонком от лица правоохранительных органов и просьбой скинуть деньги для оказания помощи родственнику, попавшему в аварию.
Третья: злоумышленникам нужно было получить код из СМС своего собеседника. С его счета якобы была совершена крупная трата – и цифры из сообщения помогли бы отменить операцию.
Силовики отмечают, что сценариев, по которым совершались преступления, могло быть больше – равно, как и самих потерпевших. При этом полностью искоренить подобные происшествия практически невозможно. Задержанные «курьеры» или «обнальщики» никогда не видели вживую свое «начальство». Все задания спускаются анонимно, прямиком из даркнета.
Автор материала: Андрей Мартыгин