Найти тему
Строительный мир

Из АЭС в самолеты: в России запускают производство деталей для Airbus и Boeing

До конца лета 2024-го в России запустят производство деталей для иностранных самолетов Boeing и Airbus. Этот совместный проект «Росатома» и «Аэрофлота» призван заместить часть импортных комплектующих, которые используются в системе кондиционирования, электроснабжения и освещения упомянутых воздушных судов.

Соответствующее соглашение компании подписали в сентябре прошлого года на Восточном экономическом форуме. Как тогда было отмечено, подобное сотрудничество государственно-частной авиакомпании с госкорпорацией позволит обеспечить бесперебойность и безопасность авиаперевозок в России.

© Kirill SH / Wikimedia Commons / public domain (Airbus A350-900 «Аэрофлота»)
© Kirill SH / Wikimedia Commons / public domain (Airbus A350-900 «Аэрофлота»)

Примечательно, что по ряду параметров некоторые протестированные изделия оказались гораздо эффективнее ранее используемых на Boeing и Airbus. В частности, специалисты «Росатома» адаптировали выпускаемые для АЭС водяные (они предназначены для предотвращения выбросов радиоактивных загрязнений в воздушную среду) и воздушные (служащие для защиты от радиоактивных частиц и газов) фильтры. Их теперь можно использовать в самолетах для подачи питьевой воды и рециркуляции воздуха соответственно.

Работа, направленная на импортозамещение расходников и компонентов для воздушных судов иностранного производства, доля которых в России в пассажирских коммерческих перевозках пока остается довольно высокой — 70%, активно идет с 2022 года. Стоит отметить, что практика замены оригинальных деталей Boeing и Airbus на аналоги довольна распространена в мире. Рынок альтернативных комплектующих (РМА) активно развивается и в США, и в Европе, и особенно в Азии. Если в 2010-м объем рынка PMA-частей оценивался в $367 млн, то через семь лет — уже в $29 млрд, а к 2026 году, по прогнозам, он вырастет до $51 млрд.

© Apetrov09703 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Иллюстрированное фото)
© Apetrov09703 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Иллюстрированное фото)

В России отечественными аналогами, заменят (а по большей части, уже заменяют) электронное оборудование (инверторы, блоки питания, датчики, компоненты нагрева, освещения и др.), водяные и воздушные фильтроэлементы; композитные, металлические, резинотехнические, пластиковые, а также составные изделия.

Как подчеркивают эксперты, российские аналоги со временем, после того как зарекомендуют себя в процессе эксплуатации, могут быть востребованы и за границей, например, в Иране и ряде других государств. Но главное, их смогут применять при производстве отечественных самолетов. К 2030 году Россия намерена увеличить парк воздушных судов до 1,7 тыс. штук (сегодня — 1,3 тыс.), сократив параллельно долю иностранных самолетов примерно до 20%.