Мария Николаевна возвращалась с работы долгой дорогой, она выбирала этот путь, чтобы переключиться, поразмыслить в одиночестве. Домой она должна вернуться женой, мамой и хозяйкой, а не воспитательницей детского сада. Она боролась с нарастающим желанием написать заявление и уйти, чтобы больше не видеть жертв родительской любви. Остаться без работы она не боялась, пойдет хоть в ближайший супермаркет кассиршей. Лет десять назад она не задумывалась о том, что родительские ошибки уже система, что это не просто плохое воспитание и неумелое обращение с ребенком, не просто собственные психологические комплексы.
Елисея привели в группу две недели назад. Малыш постоянно плакал, просился домой, устраивал такие истерики, с которыми даже она, со своим стажем, не справлялась. Мария Николаевна сразу поняла, что ребенку разрешали все, ничем не ограничивая свободу. Никакого режима, никакой дисциплины Елисей не признавал. В пять лет он не умел одеваться, самостоятельно есть, словарный запас ограничивался несколькими командами. С другими ребятишками вел себя агрессивно: отбирал игрушки, а если встречал отпор – дрался.
— Ребенок гиперактивный, — с гордостью сообщила Ангелина Леонидовна, молодая мама.
— У него есть диагноз? – спросила Мария Николаевна.
— Что вы, он нормальный, просто гиперактивный.
— Синдром дефицита внимания и гиперактивности – психиатрический диагноз, его должны ставить специалисты. А пока я наблюдаю только педагогическую запущенность.
Какую же истерику устроила тогда мама Елисея, кричала, пока воспитательница не вывела ее в общий холл. На крики прибежала методист и увела скандалистку в кабинет заведующей. Позже к ним присоединилась и воспитательница.
Переубедить молодую маму было невозможно, она обвиняла педагогов, что их методы воспитания безнадежно устарели, что детям надо предоставлять свободу во всем, что они не читали Бенджамина Спока.
Ох уж этот доктор Спок, человек, устроивший революцию в педагогике, а перед смертью испугавшийся ее результатов. В последние десятилетия своей жизни он с ужасом наблюдал, как его учение о «детях-цветах» отозвалось на практике, и на смену родительского авторитаризма пришел распад семьи. Отсчет этим событиям пошел 14 июля 1946 года, когда книга доктора Спока «Ребенок и уход за ним» увидела свет. Его обвиняли в создании хиппи, в разрушении «идеальной американской семьи», а он всего лишь говорил о том, что определяющей должна быть любовь, а не навязанные правила. Почему же бум вседозволенности и отказа от разумных запретов переживается с новой силой, где найти слова для неразумных родителей, чтобы объяснить — такое отношение убивает, а не развивает, оно подобно воздействию гербицидов? Как дети, воспитанные «цветами», будут взаимодействовать, строить отношения, ведь они растут нарциссами. Самое страшное, что таких нарциссов сейчас – большая часть группы.
Мария Николаевна остановилась у подъезда, посмотрела на темнеющее небо и вошла в подъезд, чтобы завтра опять идти к воспитанникам и учить их слышать друг друга.
14 июля 1946 года вышло в свет первое издание
книги доктора Бенджамина Спока «Уход за ребенком и его воспитание»
———————————————————————————————
Елена Гвозденко
Специально для Журнала Calend.ru