По просьбе товарищей выкладываю всю найденную мной информацию о пожарных депо построенных по проекту архитектора Алекса́ндра Влади́мировича Куро́вского.
С 1926 по 1929 годы в Москве было построено четыре пожарных депо спроектированных архитектором Александром Владимировичем Куро́вским. Они стали последними пожарными депо в столице, проект которых предусматривал каланчу. Все четыре здания дожили до наших дней. И до сих пор используются по прямому назначению - в них располагаются пожарно-спасательные части ГУ МЧС России по г.Москве.
Казалось бы, прошло не так много времени, меньше ста лет, но как минимум три из этих четырёх ПЧ обрасли сказочными небылицами о датах их постройки и открытия. Причём неточности о годах постройки есть даже в данных БТИ. Правда, как показывает практика, для довоенных зданий это не редкость. Гораздо печальней, что утеряны исторические документы московской пожарной охраны. Баржа с архивом Управления пожарной охраны во время эвакуации в 1941 году была потоплена немецкой авиацией на канале имени Москвы близь Дмитрова. А исторические формуляры со времён солдат "срочников" никогда толком не велись. Да и те что были, по свидетельствам очевидцев, в начале 2000-х просто выкидывались на помойку. Впоследствии были попытки восстановить исторические формуляры частей, но информациях в них попадала мягко говоря не совсем точная, зачастую скаченная из интернета, и никто не собирался её проверять. Кто-то что-то где-то написал, и это воспринималось за чистую монету.
Я же в своём рассказе буду опираться на прямые свидетельства тех лет, о которых пойдёт речь. А именно на информацию из газет, журналов и телефонных справочников периода 1923-1931 годов. Большая часть мной взята из газеты "Вечерняя Москва" и журнала "Строительство Москвы".
***
Ленинская пожарная часть (ныне 20-я ПСЧ).
Первое пожарное депо по проекту Куровского было возведено в 1926 году в микрорайоне Ленинская слобода. Строительство велось с апреля по октябрь. Здание предназначалось для новой пожарной части, которая стала в Москве двадцатой по счёту. Но в ту пору пожарным частям присваивали не порядковый номер, а собственное имя. И новая часть была названа "Ленинская" по названию района Ленинская слобода, где она располагалась.
Когда же была открыта эта часть? На протяжении нескольких последних десятилетий днём рождения части считают 13 ноября 1926 года. Якобы в этот день состоялось её торжественное открытие. Но так ли это?
Обратимся к заметкам в "Вечерней Москве". Первое найденное мной упоминание об этой части датировано 5 ноября 1926 года.
Там говорится об "организации" новой пожарной части. Заметьте, именно об организации, а не об открытии. Т.е. часть была создана как юридическое лицо. Наверное, туда начали набирать сотрудников, проводить обучение и прочие сопутствующие мероприятия, свойственные созданию новых подразделений. Но она ещё не была в расчёте. В телефонном справочнике за следующий 1927 год отсутствуют упоминания о Ленинской пожарной части. Ни адреса, ни телефона!
Следующее упоминание о Ленинской пожарной части в газете "Вечерняя Москва" появляется почти год спустя, 27 октября 1927 года. Но и там говорится, что "до сих пор огромный район не имел своей пожарной части". Судя по тексту заметки, до конца октября 1927 года часть всё ещё не была в расчете, и её только собираются открывать. Упоминается и подъездная дорога к части, которая ещё не замощена. Кстати, в заметке есть интересная информация: здание новой части выстроено "по последнему слову американской техники". Какие именно заимствования из-за океана были применены при строительстве я затрудняюсь сказать.
Следующая заметка в "Вечерней Москве" датирована 14 ноября 1927 года. В ней говорится, что вчера, т.е. 13 ноября 1927 года, состоялось торжественное открытие новой Ленинской пожарной части.
13 ноября, но 1927 года!!! Так что не совсем понятно, откуда взялась информации о торжественном открытии этой части в 1926 году. Тут, конечно, дело в формулировке событий. Один из дней в начале ноября 1926 года (но не 13 ноября) можно считать днём рождения (организации) этой пожарной части. Но ни о каком "торжественном открытии" в то время не может быть и речи.
***
Октябрьская пожарная часть (ныне 19-я ПСЧ).
Точную дату образования пожарной части в селе Всехвятском я не нашёл. Но примерно это произошло в период 1918-1923 гг. Именно весной 1918 года было принято решение об увеличении количества городских пожарных частей. И в первую очередь это касалось деревень и посёлков недавно присоединённых к Москве и входивших в границу Московской окружной железной дороги. В первом телефонном справочнике Москвы изданном в советское время (1923 год) Всехвятская пожарная часть уже была указана. В телефонном справочнике за 1926 год был приведен и её адрес: Ленинградское (Петроградское) шоссе, дом 41/43. Там же указано её новое название - "Октябрьская". Фотографии первого здания этой пожарной части мне не попадались. Из обрывочных сведений лишь известно, что это было деревянное строение рассчитанное на конный обоз. Но в апреле 1926 года Московская пожарная охрана полностью отказалась от конного обоза, и перешла исключительно на автомобильный транспорт. Поэтому назревало решение о постройке нового современного пожарного депо во Всехвятском.
Первое упоминание о нём нашлось в заметке газеты "Вечерняя Москва" от 2 июля 1927 года. Но говорилось там всего лишь о планировании постройки, а не о начале строительства.
Следующие упоминание о новом депо во Всехвятском нашлось в большой статье "Постройка новых пожарных депо" опубликованной в журнале "Строительство Москвы" №11 (ноябрь) за 1927 год. И там говорилось, что на данный момент по проекту архитектора Куровского уже построено одно пожарное депо (Ленинское) на Восточной улице в Рогожско-Симоновском районе (микрорайон Ленинская слобода). А другое аналогичное здание в селе Всехвятском на Ленинградском шоссе находится в стадии постройки. Ниже на скринах привожу полностью эту статью.
Когда точно Октябрьская часть переехала в новое здание мне неизвестно. Может это произошло во второй половине 1928 года, а может только в 1929. Но новый адрес Октябрьской пожарной части (Ленинградское шоссе дом 47А) впервые встречается в справочнике 1930 года. В справочниках 1928/1929 гг. адрес оставался прежний.
На сайте https://pastvu.com/ под одной из фотографий, мне попался комментарий пожарного служившего в этой части (19 рота) срочную службу в 1980-х годах. По его словам данное здание было построено в 1923 году. Но как видно из приведённых выше заметок и статей, это совсем не соответствует действительности. И если дата "1923 год" действительно в нынешних архивах части значится как дата постройки этого здания, то это явная ошибка. Возможно, 1923 год это год основания части. Но точно не год постройки этого здания.
***
Лефортовская пожарная часть (ныне 15-я ПСЧ) и Рогожская пожарная часть (ныне 16-я ПСЧ).
Честно скажу, заняться годами постройки и открытия пожарных депо, построенных по проекту Куровского, меня побудила историческая несуразица вокруг 15-й ПСЧ. Ей приписали чужую историю. Но сейчас, благодаря совместным усилиям, историческая справедливость вроде как бы восстановлена. И хочется надеется, что навсегда...
Переезд в новые здания Лефортовской и Рогожской пожарных частей, одних из самых старейших в гарнизоне, ведущих свою историю с начала XIX века, предполагался ещё планами середины 1920-х годов. В связи с переводом пожарных с конного обоза на автомобильный транспорт предусматривалось перераспределение уже существующих пожарных частей с увеличением их района выезда.
К тому же у Рогожской части существовала одна большая проблема, которая сильно влияла на время прибытия на пожар. Дело в том, что казарма, где размещались пожарные, и гараж, где располагалась пожарная техника находились... на разных улицах!!! И чтобы выехать по тревоге пожарным приходилось бегом пересекать "огромный двор, величиной с квартал". Время сбора и выезда по тревоге у Рогожской части в 4 раза (2 минуты вместо 30 секунд!) превышало показатели других частей. Об этой проблеме в газете "Вечерняя Москва" от 9 марта 1927 года была опубликована заметка под названием "Почему иногда запаздывают пожарные".
1 марта 1928 года Моссоветом выделяются средства на строительство двух новых пожарных частей, о чём нам повествует "Вечерняя Москва".
О начале строительства нового здания пожарного депо Рогожской части "Вечерняя Москва" сообщила 23 апреля 1928 года.
Данных о начале строительства нового здания Лефортовской пожарной части мне найти не удалось. Но я думаю, что это случилось несколько раньше Рогожской. Уже 8 сентября 1928 года в "Вечерней Москве" была опубликована заметка, в которой говорилось, что "сегодня Управление пожарной охраны принимает вновь отстроенную по последнему слову строительной и пожарной техники Лефортовскую пожарную часть (на Семёновском Камер-Коллежском валу).
Была ли в сентябре принята Лефортовская часть история умалчивает. Окончательно о завершении строительства нового здания "Вечерняя Москва" отрапортовала 26 октября 1928 года. Причём в заметке указано, что "конструкция здания - последнее слово европейской техники". Напомню, что аналогичное здание Ленинской части было построено "по последнему слову американской техники".
Что же касается нового здания Рогожской пожарной части, то 3 октября 1928 года "Вечерняя Москва" сообщила о "заканчивающемся сооружении". Но, судя по фото, до окончания строительства там было ещё далеко...
В музейном объединении "Музеи Москвы" имеется фотография, датированная 1929 годом, которая, судя по всему, была сделана в летний период (май-сентябрь). И на ней прекрасно видно, что в это время здание Рогожской части всё ещё находилось в стадии отделки.
Когда точно переехали Лефортовская и Рогожская части в новые здания мне выяснить не удалось. В телефонном справочнике 1929 года обе части ещё остаются по старым адресам. А вот в справочнике 1930 года они уже числятся на новых местах. Думаю, что их переезд случился во второй половине 1929 года. Кстати, в справочнике 1930 года Рогожская часть уже значится под новым именем "Пролетарская".
Но с новым именем "Пролетарская" часть просуществовала недолго. Уже 16 октября 1930 года было принято решение о реорганизации Пожарных частей в Пожарные станции с присвоением порядкового номера вместо названия.
С того дня Ленинская пожарная часть стала 20-й Пожарной станцией, Октябрьская (Всехвятская) пожарная часть стала 19-й Пожарной станцией, Лефортовская пожарная часть 15-й Пожарной станцией, Пролетарская (Рогожская) пожарная часть 16-й Пожарной станцией.
В телефонном справочнике за 1931 год наряду с новыми номерами будут указаны и старые названия. Но в последующих справочниках останутся только номера. Правда с передачей в 1934 году Пожарной охраны в ведение НКВД от слова "станция" откажутся. В обиход вновь войдут "пожарные части", а также "пожарные команды".
Как было сказано выше, здания по проекту Куровского стали последними городскими пожарными депо с каланчами в Москве. До какого года каланчи столичных пожарных частей использовались по прямому назначения я точно не скажу. Ещё в середине 1930-х их пытались объявить пережитком прошлого, мол город растёт вверх, за новыми высотными зданиями с каланчи ничего не видно. Но в заметке "Вечерней Москвы" от 28 марта 1964 ещё упоминается "наблюдатель вышки 15-й пожарной части", увидевший зарево в районе Богатырских улиц.
К сожалению, уже в практически в наше время, здание 15-й Пожарной части (Лефортовской) лишалось своей каланчи. Поэтому самая последняя построенная в Москве каланча сейчас "принадлежит" 16-й Пожарной части (Рогожская/Пролетарская).
***
В заключении приведу выдержки из статьи в журнале "Строительство Москвы" №11 за 1930 год о достоинствах и недостатках новых зданий, в том числе пожарных депо по проекту Куровского. В начале статьи там высказываются в положительном ключе: "спроектированы и построены по последнему слову техники, во многом являющиеся образцовыми". Но в конце этой же статьи пожарные депо уже нещадно критикуются. Всё там неудобно и непрактично...
На этом в принципе всё, что я хотел рассказать о пожарных депо построенных в Москве по проекту Алекса́ндра Влади́мировича Куро́вского. Если появится какая-то новая интересная информация на эту тему обязательно добавлю в эту статью.
------
P.S. История Московских пожарных частей, особенно в период 1930-1940-х годов таит ещё много загадок. И как было сказано выше, из-за пропавшего при эвакуации архива УПО Москвы надежды на их разгадку очень мало. Но несмотря на это, некоторую информацию всё же можно найти и в открытых источниках. Было бы желание. Но желание есть не у всех. Поэтому всё ещё встречаются различные небылицы в истории пожарных частей Москвы. Например о постройке в 1937 году здания ПЧ №44 на Большой Полянке.
Или о строительстве в 1941 году ПЧ №21 по "распоряжению правительства Москвы". Тут вообще непонятно о чём речь. Для какой ПЧ строилось это здание? Ведь 21-я часть существовала как минимум с 1932 года, и до конца 1940-х находилась на 1-й Останкинской улице. Этому есть огромное количество подтверждений. Да и распоряжение "правительства Москвы" было издано несколько раньше, чем в 1941 году. Вопрос о создании новых ПЧ, в число которых входили и здание нынешней 21-й ПЧ, и здание 44-й ПЧ был рассмотрен Президиумом Моссовета в начале 1939 года. После чего, к 1941 году, в столице должны были открыть 12 новых пожарных депо. Почти все они к лету 1941 года были возведены, и находились в разной степени готовности. Однако война внесла свои коррективы: всё пошло другими темпами, в другом количестве, и в другом порядке. Но пока здесь вопросов больше чем ответов...