Найти в Дзене
Мультсериал Нейроны

Четвероногий друг: когда ребёнок готов к ответственности?

Кинематограф и детская литература в изобилии представляют тему взаимоотношений детей и животных. И это не случайно: дети действительно тянутся к братьям нашим меньшим.

Ведь питомцы позволяют реализовать потребность в близких отношениях, безусловной любви и дружбе, учат заботиться о том, кто тебе дорог. Особенно сильно желание обзавестись домашним животным возникает у детей в начальной школе. Ребёнок начинает грезить о любимце и всё чаще заявлять родителям о своей мечте, которая обязательно должна стать реальностью. И чем быстрее — тем лучше!

Как же понять, готов ли сам ребёнок (да и вся семья) к этому шагу? Ведь «мы ответственны за тех, кого приручили»! И как избежать той ситуации, когда ребёнок просто наиграется с новым другом, а через месяц-два-год потеряет к нему всякий интерес? Этот сценарий печален не только для животного, но и для других членов семьи, которым придётся перенять на себя бремя ответственности за питомца. Да и для самого ребёнка это не есть хорошо — для формирования его личности, ценностных ориентаций и поведенческих моделей. Конечно, мы не можем дать «волшебной таблетки», чтобы такого не произошло. Тем более, что в подростковом возрасте у ребёнка сменится вектор, его потребности будут лежать в сфере общения со сверстниками, объединения в группы.

Но уже сегодня мы можем учесть некоторые факторы, которые позволят минимизировать негативные последствия в будущем:

• Изучаем всю информацию о будущем питомце до момента его приобретения (повадки, тип темперамента, особенности питания, частые заболевания и др.): необходимо взвесить все «за» и «против» до принятия решения, быть готовым ко всевозможным сюрпризам. Важно, чтобы ребёнок был также включён в этот процесс: пусть ищет информацию в Интернете, участвует в обсуждении тех вопросов, которые в будущем могут вызвать сложности.

• Выбираем питомца, который нравится всем членам семьи, и берём его в семью в качестве общего любимца. Так будет легче избежать конфликтов из серии:

«Опять ТВОЯ кошка подрала диван!»
«Опять ТВОЯ собака погрызла обувь!»

Общее животное — это общие обязанности и ответственность. При этом обязанности лучше разделить сразу, договорившись «на берегу», кто и что будет делать: кормить, купать, гулять, покупать корм, расчёсывать. Желательно максимально подробно расписать список новых задач семьи.

• Неплохо, чтобы ребёнок принимал непосредственное участие в выборе самого любимца, его имени, а также всего необходимого для него (миска, поводок, лежанка и т. п.). Делать приобретение животного сюрпризом — не лучший вариант, потому как чувство собственной ответственности и включённости будет у ребёнка в этом случае ниже. В отношении выбора питомца ребёнком (например, в питомнике, у заводчиков или в зоомагазине) есть только одно предостережение. Если в семье двое и более детей, их мнения могут разойтись — в этом случае лучше выбор осуществить родителям самостоятельно, чтобы избежать конфликтов и последующих обид.

• Если вы чувствуете, что ребёнок ещё не дорос до того, чтобы брать на себя ответственность за питомца, но при этом он очень вас о нём просит — предложите испытательный срок. Поручите ему уход за комнатным растением, а сами наблюдайте, насколько добросовестно он подходит к своим обязанностям.

Животные — это прекрасно! А дети, растущие с домашними любимцами, учатся заботе и вниманию, и в ответ получают опыт безусловной любви.

Главное — подготовить и животных, и детей к такому прекрасному общению. А это в наших силах!