Автомобиль с автоматической трансмиссией предъявляет более строгие требования к обслуживанию по сравнению с механической коробкой передач. Кроме того, вероятность возникновения неисправностей у АКПП выше. Существует распространённое мнение, что любые изменения в её работе неизбежно ведут к крупным затратам на ремонт или замене агрегата.
В действительности, традиционные гидротрансформаторные автоматические коробки передач, особенно старые модели, обладают высокой надежностью и часто способны превосходить по долговечности двигатель внутреннего сгорания. Важно лишь правильно за ними ухаживать и своевременно устранять возникающие неисправности.
Если вы замечаете толчки при переключении передач, не спешите считать, что АКПП изношена — она может быть в полном порядке. Толчки могут проявляться, например, при переходе с третьей на четвёртую передачу, или во всех режимах работы. Иногда это происходит только при включении пониженной передачи.
Толчки в автоматической коробке передач не обязательно означают серьёзную проблему. Сначала необходимо проверить четыре основных аспекта.
Во-первых, следует осмотреть подвеску автомобиля. Убедитесь в исправности подушек двигателя, АКПП и остальных элементов трансмиссии. Если обнаружатся дефекты в опорах коробки передач, двигателя, карданного вала (в случае заднего привода), толчки при переключении вполне возможны и это нормально. АКПП в такой ситуации не виновата. Поэтому проверка состояния подвески станет необходимым этапом перед любыми действиями по ремонту автоматической коробки передач.
Прежде чем начинать поиск контрактной (б.у) автоматической коробки передач для замены, необходимо убедиться, что жидкость в вашей АКПП находится на должном уровне. Если количество жидкости отклоняется от нормы — будь то в большую или меньшую сторону — работа коробки передач может быть некорректной. Уменьшенный уровень жидкости часто указывает на утечку через сальники, а неправильная замена масла также может быть причиной. Процедура проверки уровня жидкости различается в зависимости от модели авто: на некоторых автомобилях её нужно проверять при прогретом состоянии, на других — на холодную, или же при температуре масла от 30 до 40 градусов Цельсия. Крайне важно поддерживать правильный уровень жидкости в АКПП, иначе это может привести к некорректной работе коробки, включая толчки при переключении передач.
Следующим важным аспектом является мониторинг температурного режима масла автоматической коробки передач (АКПП). АКПП могут иметь различные системы охлаждения, такие как отдельные радиаторы или теплообменники, встроенные в основной радиатор, либо вынесенные наружу. Охлаждение масла в АКПП происходит за счёт антифриза, поэтому не забывайте регулярно очищать основной радиатор.
Если возникли проблемы с охлаждением АКПП и произошел её перегрев, что особенно часто случается летом, нормальная работа коробки передач будет невозможна. Чтобы определить рабочую температуру АКПП, подключите к автомобилю стандартный ELM-сканер и отслеживайте температуру масла во время поездок. Если после прогрева температура значительно увеличивается, это сигнализирует о проблемах с охлаждением, начните с чистки радиаторов. Высокие температуры крайне вредны для АКПП, поскольку могут быстро вывести из строя её электронику. В результате коробка будет постоянно работать в аварийном режиме, что ускорит её износ.
Четвёртый пункт касается проблем с работой двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Когда наблюдаются неполадки в системе зажигания, не стоит удивляться рывкам при смене передач. Обычно проблема с зажиганием проявляется в переходных режимах работы двигателя - между холостым ходом и под нагрузкой, а также непосредственно под нагрузкой.
При переключении передач меняется режим работы ДВС. Если в этот момент возникают сбои в зажигании или неправильная топливная смесь, могут появляться вибрации или кратковременные провалы. Иногда такие проблемы можно определить и устранить без диагностики, но порой они могут выявиться только при проведении компьютерной диагностики. Регулярные диагностические проверки полезны даже при отсутствии явных неполадок, однако, если появляются рывки при переключении, диагностику стоит сделать незамедлительно. Удивительно, но бывает, что обычная замена свечей зажигания решает эту проблему. Лично у меня была похожая ситуация год назад с автомобилем Honda Civic. Коробка передач начала работать рывками, и я заподозрил неисправность, хотя двигатель казался исправным. Я заменил свечи зажигания и проблема исчезла. Пропуски зажигания не были очевидны, тем не менее, это оказалось причиной проблемы.