Когда-то мы говорили и верили:
"Лазер может всё!"
Теперь другая мода:
"Всё может ИИ (искусственный интеллект)!"
Между тем, лазер рано списывать. По крайней мере, в медиаиндустрии и шоубизе, в таких направлениях, как большое кино и шоу для больших пространств.
Основой любых лазерных технологий является устройство под названием лазер. Про образование термина "лазер", — а это аббревиатура, — читайте в моей статье Аббревиатура. С чём её малюют. Про лазер как устройство —ищите в Интернете или читайте в учебниках.
А про лазер в кинопроекции и проведениях шоу — читайте ранее
(статью GS vs IMAX®, или новое в киносмотрении), и теперь статью эту.
Лазерная проекция или Лазер может многое
Лазер, конечно, может не всё. Но в киноиндустии и шоубизе, куда мы отнесём и презентационную часть индустрии музыкальной, он может многое.
И тому есть новые доказательства.
Хотя по части больших шоу у источников лазерного излучения появилась сильная конкуренция, свежачок:
- дроны вторглись в царство проекционных лазеров.
Лазерной проекции всё равно, на чём показывать, куда выводить изображение. А экраны, если они нужны для отражения проекции, приобретают любую форму, размер которой определяется только констуктивом и мощностью лазеров, возможностями по строительству коробки здания и фантазией архитекторов и дизайнеров, когда они проектируют форму экрана/сцены. А если климат позволяет, и кошелёк не тянет, то в гигантизме можно и удивить лазерами. Поезжайте для этого в штат Невада в США, в Лас-Вегас. Там появился уникальный концертный зал такого рода.
А мы с вами вернёмся к лазерным проекционным технологиям.
В них (если мы говорим только про формирование изображения) есть три ключевых элемента:
- проектор с источником лазерного излучения,
- экран,
- устройство (или механизм) с источником изображения.
Поговорим про первое.
Производителей лазерного кинопроекционного оборудования в мире не так много. В числе основных: NEC, Cinionic, Barco и Christie.
Лидерами называйте/лидеров вычисляйте сами, я рекламой брендов не занимаюсь. По крайней мере сейчас, пока в свой дзен-канал ПРИГОДИТСЯ набираю свою читательскую аудиторию. Кстати, персональное спасибо, за то, что присоединились и читаете эту мой статью! А если подписались и читаете мои статьи на ПРИГОДИТСЯ регулярно — двойное, нет, тройное спасибо!
Но мир производства и поставок лазерного проекционного оборудования — он сложен и комплексно интегрирован. Например, сдвоенную лазерную проекцию для обеспечения показа реалистичного 2D- и 3D-контента 4K 3-DLP с яркостью 36 тыс. люмен и объёмным звуком с 21 динамиком мощностью 65 тыс. Вт технологически представляет целая обойма компаний: Barco, Dolby JBL, Crown, Biamp, Dolby Cinema, Shure, Alchemy, Crestron. И это не все ещё. И это мы ещё не оценили экранную сторону вопроса.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
В современном кинопроекторе, а такой сегодня только цифровой — существует определенный набор микросхем цифровой обработки света (DLP), а через объектив на экран пропускается световой поток или от мощной лампы или от лазера (лазерного светодиода).
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Лазерная проекция впервые в мире была представлена в 2014 году, т. е. спустя примерно 15 лет после появления первых цифровых кинопроекторов. Стоимость первых систем лазерной кинопроекции составила в районе 330 тысяч долларов США (!!!), в евро по курсу в тот год - примерно 300 тысяч; меньше по цифрам, но всё равно впечатляет.
ДОВОДЫ ЗА И ПРОТИВ
Сразу понятное дело: первые продажи были вялыми, и кинодемонстраторы дожидались окончания срока службы своих традиционных кинопроекционных систем, прежде чем приступать к обновлению парка.
Но растущие расходы на электроэнергию, внимание всей отрасли к устойчивому развитию, агрессивная реклама производителей и их различные бонусные программы постепенно переориентировали сознание покупателей.
"Лазер — это естественный переход в проекционной технологии, поскольку он предлагает владельцам кинотеатров ряд преимуществ, включая потенциально огромную экономию средств".
(Фил Лорд, Christie Digital Systems)
На конец 2022-го года около 13% из 200 тысяч киноэкранов во всем мире были оснащены лазерными проекторами.
По оптимистичным прогнозам это число должно расти в динамичном темпе. Основания для уверенности прогнозистам дают два факта:
- на долю ламповых устройств приходится менее 20% проданных новых проекторов,
- стоимость лазерных проекторов снизится до 38 тыс. $ (или 35 тыс. евро).
"Лазер — это ключевая технология, способствующая повышению устойчивости всей отрасли".
(Карл Рейсбрак, Cinionic)
Я лично придерживаюсь консервативной и даже пессимистической точки зрения, если интересно. Привычки смотрения у зрительской аудитории, особенно у юных и молодых поколений, которые традиционно составляют 3/4 от всей массы зрителей в кинотеатрах, поменялись и продолжают меняться. Выживут ли кинотеатры вообще в том виде, в каком они есть сейчас? Но это мое личное мнение.
Одним из экологических и финансовых преимуществ лазерного кинопроектора является то, что лампы больше не требуют замены. Это означает: а) отсутствие доставки ламп; б) отсутствие утилизации ламп, в) отсутствие необходимости частой замены ламп.
СПРАВКА
Ксеноновые лампы обычно служат 500–1000 часов, прежде чем перегорят. Лазеры (лазерные диоды) могут обеспечивать свет в течение 50 тыс. часов, прежде чем в конечном итоге яркость станет ниже отраслевых характеристик (при условии, что система правильно эксплуатируется и обслуживается).
Практические исследования доказали, что при освещении экранов одинакового размера лазерный диод в кинопроекторе потребляет на 70% меньше энергии, чем ксеноновая лампа.
Можно, наверно, хотя бы грубо, но подсчитать, сколько денег за срок службы продукта на оплате счетов за электроэнергию и отказ от сервиса традиционных ламп сэкономят кинотеатры, оснащенные лазерными проекторами.
ВОЗВРАТ ИНВЕСТИЦИЙ
Срок окупаемости инвестиций в лазерный проектор, увы, растет почти линейно вместе с размером экрана — для больших экранов этот период составляет больший срок, и в США и Великобритании он определяется как отрезок времени 5—6 лет минимум.
Главной проблемой для кинодемонтраторов, — и это во всём мире, — является поиск авансового финансирования. Срок окупаемости большой и нужны "длинные деньги" и желательно недорогие (я про проценты, если это кредиты).
Ту и найдутся владельцы/управляющие кинотеатров, кто скажет:
"Комплект ксенона дешевле купить".
И это норм. На определенных территориях по-прежнему существует даже повышенный спрос на ксенон.
Варианты минимизации/перераспределения расходов по переходу на лазерные кинопроекционные технологии:
- модернизация только блока проекции;
- арендная схема;
- субсидирование со стороны государственных органов или фондов (такие схемы применяются в Европе, например, правительствами Германии, Дании, Италии и Нидерландов).
Есть ещё вариант "ждун". Подождать, когда технологии повысят свою эффективность ещё круче и/или стоимость оптических лазерных систем ещё больше упадёт в цене. А, может, они и вовсе будут заменены на что-то принципиально новое.
СПРАВКА (ПРИМЕР НОВОГО)
Экранные панели светодиодов прямого обзора (вместо светоотражающих или светопропускающих экранов) — это альтернативная технология, которая полностью исключает проекторы и проекционные экраны, но в настоящее время она очень и гораздо энергозатратна.
Ну или вариант совсем радикальный, да простят меня кинопрокатчики, — кинотеатры отомрут за ненадобностью.
НОВОСТИ ОТ ЛАЗЕРА
Один из мировых лидеров производства и поставок цифровых кинопроекторов со штаб-квартирой в Бельгии (знатоки догадались) осенью 2021-го года объявил миру, что произвел и продал стотысячный цифровой кинопроектор, из которых четверть (25 тысяч) — лазерные. На этом маршруте компания зарегистрировала почти полтысячи патентов. По-настоящему инновационный путь.
ПРО БОЛЬШИЕ ЭКРАНЫ
Я уже дал выше ссылку на статью, где можно прочитать и про большие экраны для лазерной проекции.
Повторю её:
GS vs IMAX®, или новое в киносмотрении.
БУДУЩЕЕ
Что нас ждёт?
Будущее покажет лазер.
Или по-другому?
Если хотите — оставляйте под статьей свои комментарии.
---***---
#лазер #кинопроекция #большойэкран #новыезнания #эксперт #экспертиза #статья #консультация #консалтинг #олеглубски #oleglubske #нуженавтор #фильм #кино #анимация #подкаст #сценарий #гейминг #медиаиндустрия #продюсирование