Найти в Дзене
Пригодится

GS vs IMAX®, или новое в киносмотрении

Оглавление
Титульный коллаж к статье Олега Лубского про GS, GLS и IMAX | © автор коллажа Олег Лубски 2024
Титульный коллаж к статье Олега Лубского про GS, GLS и IMAX | © автор коллажа Олег Лубски 2024
Наблюдательные обратили внимание — в названии статьи после IMAX стоит знак копирайта, в то время как после GS — нет.

Специалистам это говорит о многом.

Раскрою этот профессиональный секрет.
IMAX — устойчивая технология, разработанная и принятая.
А GS — это плавающая аббревиатура для обозначения новейшей технологии, из такого вот семейства:

GS, GLS, GSF.

Я назвал её плавающей потому, что как термин она не приобрела устойчивого признания мировым киносообществом, и стандарты данной технологии ещё не получили знаки "авторского отличия", т. е. ту самую заветную буковку в кружочке, которая есть на конце у "Аймэкс".

Но на практике данная аббревиатура уже соперничает с IMAX. Правда, маркетологи, создававшие и утверждавшие макет коробки для попкорна для продажи перед премьерными показами анимационной франшизы "Гадкий я 4" (см. ниже) поставили GLS на скромное четвёртое место.

Зато для популяризации её, этой новой для большинства аббревиатуры, расшифровали сокращение:

Giant Laser Screen.

Доп. фотография  к статье Олега Лубского про GS, GLS и IMAX  (с) 2024 Олег Лубски
Доп. фотография к статье Олега Лубского про GS, GLS и IMAX (с) 2024 Олег Лубски

IMAX — канадские технологии из конца 1960-х годов. Успех пришёл в том числе и из-за быстрого внедрения всей технологической цепочки, включая последнюю милю — переоснащение кинотеатров:

  • 1967-й год — первая в мире публичная демонстрация IMAX-технологии, киноаттракцион на стенде компании-изобретателя, международная выставка «Экспо-67», г. Монреаль, Канада;
  • 15 мая 1970 г. — широкой публике показан первый в мире IMAX-фильм «Ребёнок тигра»; место показа - павильон Fuji Group на международной выставке «Экспо-70», г. Осака, Япония;
  • 1971-й год — открыт первый в мире постоянный IMAX-кинотеатр, Cinesphere (в переводе на русский «Киносфера»), г. Торонто, Канада.

Не надо возмущаться типа: "Боже мой! Какое старьё, 1960-е!". Формат IMAX всё время совершенствуется, и сам, и под давлением конкуренции, которая в последнее время только усилилась. Собственно, поэтому появилась и эта статья.



В числе 4 основателей компании, которая со временем вырастет до гигантских размеров и известна теперь всему миру как IMAX Corporation канадец русского происхождения Роман Кройтор (Roman Kroitor). А тогда, в сентябре 1967-го года они назвали своё детище Multiscreen Corporation, Ltd., и под её зонтиком первые полностью рабочие стандарты для IMAX проекционных кинотеатров они разработали к концу 1960-х.

КОРПОРАТИВНАЯ СПРАВКА НА IMAX

Акроним "IMAX", который правильно транскрибируется/транслитерируется на русский как "Аймэкс", это комбинация заглавной буквы первого слова и первых трёх букв во втором слове составного английского термина "Image Maximum", который переводится как «максимальное изображение». В историческом периоде, когда акроним "IMAX" прижился за рубежом, существовала советская киноотрасль. И в соответствующей отраслевой литературе "Аймекс" обозначили так: "широкоформатная кинематографическая система, на которой основаны ряд технологий кинопоказа и устройство сети кинотеатров по всему миру".
Изначально IMAX как формат кино- производства и показа разрабатывался под использование перфорированной киноплёнки шириной 70 мм с продольным расположением кадра. За счёт большой площади изображения на плёнке формат создавал большую информационную ёмкость, а крупное кадровое окно IMAX-кинопроекторов позволяло пропускать огромный световой поток на экраны гигантских размеров, недоступных в то время для других кинематографических систем.

ФОРМАТ IMAX
Формат Аймэкс — это запатентованная система всей технологической цепочки: камеры высокого разрешения, киноформаты, кинопроекторы, а также сами кинотеатры. Формат отличается очень большими экранами с "оквадраченным" соотношением сторон (приблизительно 1,43:1 в своём первоначальном варианте, т. е. чуть шире чем телеэкраны с классической пропорцией 4:3) и крутыми сиденьями, как на стадионах. Иными словами, в отличие от любых других кинотеатров, в которых ширина экрана меньше длины зрительного зала, экран IMAX превосходит её. В результате угловые размеры изображения превышают поле зрения человека, сидящего на любом месте: 60—120° по горизонтали и 40—80° по вертикали. За счёт этого приёма границы изображения становятся малозаметными и обеспечивают максимальный эффект присутствия ("погружения" или "иммерсивности", если хотите), наиболее полно он заметен при просмотре 3D-фильмов.

На постерах и баннерах сегодня вы можете встретить такие записи:

  • IMAX и IMAX 3D.

В ответ на вызовы времени и на внедрения конкурентов компания Multiscreen, затем ставшая IMAX, породила вместе со своими технологическими партнёрами по видео, по звуку и их синхронизации целую цепочку субстандартов:

  • IMAX GT, IMAX SR, IMAX MPX, IMAX Digital 2K, IMAX Laser 4K.

Компания IMAX такими действиями признаёт присутствие конкурентов на рынке технологий «гигантского экрана». Кто возглавляет список, путь решают рейтинговые агентства, но в составе конкурентов есть такие весомые соперники, как Iwerks, Astrovision, и ещё добавилась американская компания GSF.

Со словом "гигантский" (гигантская") в профессиональной прессе по медиаиндустрии за рубежом используется группа аббревиатур.
В их числе:

  • Giant Screen или GS, в переводе на русский "гигантский экран";
  • GS film, в переводе на русский "фильм для гигантского экрана";
  • Giant Screen Theater (Theatre) или GST, в переводе на русский "кинотеатр с гигантским экраном".

И со стороны GSF кажется грозным соперником.
Давайте и о нём узнаем.

КОРПОРАТИВНАЯ СПРАВКА НА GSF

Про людей и компанию, которые стоят за брендом GSF, известно гораздо меньше. Что ж, в век "дэйта протэкшн" (data protection) и беспокойства за "прайвэси" (privacy) защита данных от лишних глаз и ушей обоснованна. Аббревитура "GSF" расшифровывается как "Giant Screen Films". Как компания она объявила своим головным офисом кабинет в одном из бизнес-центров в 75-тысячном г. Эванстон, штат Иллинойс, примерно в 20 км от Чикаго. Кстати, один из старейших американских университетов — Северо-Западный университет (Northwestern University), замыкающий десятку самых богатых высших учебных заведений мира, — располагается именно в этом городе. Основателем бизнеса и компании называют Дона Кемпфа (Don Kempf), бывшего учителя истории между прочим. Giant Screen Films в наши дни считается одним из грозных соперников IMAX и одновременно сотрудничает с ними. Но, в отличие от IMAX, делает упор на собственное производство и локализацию 3D контента и ещё и занимается технологиями виртуальной реальности (VR). В любом случае, по факту, они одна из ведущих в мире бизнес-структур по производству оригинального широкоформатного киноконтента для гигантских экранов, музейных кинотеатров и кинотеатров Аймэкс, у кого в каталоге есть фильмы, распространяемые по всему миру более чем на 40 языках. Дочерние компании GSF созданы для поддержания узнаваемости выделенных направлений: а) D3D Cinema – для развития сети премиальных музеев и кинотеатров большого формата (the premium large format или PLF); б) Cinefolio – для охвата бюджетных точек кинопоказа; в) Birdly VR – для продвижения хайэндовских приложений виртуальной реальности в центры знаний и развлечений (своего рода единственный полноразмерный VR-симулятор полёта птиц).

Кстати, весьма символично, что бизнес GSF распространяет свои кино- и медиатехнологии из пригорода Чикаго. Чикаго и штат Иллинойс один из центров зарождения американской киноиндустрии. Об этом периоде американской и мировой истории кино можно в подробностях узнать из книги-двухтомника "С Оскаром и рядом". Доступна во всех онлайн-магазинах и на популярных маркетплейсах.

Титульные обложки и корешки томов книги "О Оскаром и рядом" (2024)
Титульные обложки и корешки томов книги "О Оскаром и рядом" (2024)

А вы знаете, что попытки усилить впечатление от просмотра кинофильма увеличением размеров экрана начались одновременно с рождением кинематографа? Разогнать диагональ проекционного экрана пытались двумя способами:

1) увеличить ширину кадра, так появилась широкоформатная съёмка;

2) увеличить размер кадра вообще.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Широкоформатная киноплёнка и широкоформатные кинокамеры родились в середине 1890-х годов усилиями разработчиков и практиков кино во Франции, Великобритании и США. Пионерами использования широкого формата в Российской империи стали Федецкий, в Харькове, и Ширяев, в Санкт-Петербурге. Об этом подробнее, опять же, в томе 1 моей книги "С Оскаром и рядом". Форматы Fox Grandeur и Magna, появившиеся в 1929-м году это более поздние прототипы широкоформатного кино, также не получившие широкого распространения. Начавшийся в середине 1950-х годов "широкоэкранный бум" породил внедрение новых форматов: "Синерама", "Синемаскоп" и "Тодд-АО", но каждый из нех обладал теми или иными недостатками, не позволившими им развернуться в полной мере по всему миру. Кстати, "Синемаскоп" разработали братья Тушинские, русского происхождения. Я об этом написал отдельный пост в КиноБлоге на DMSD и отдельный абзац этому факту посвятил в той же книге. Примерно через 20 лет пришли технологии IMAX, которые решили большинство проблемных задач, поставленных её предшественниками. Использование одной кинокамеры и одного кинопроектора стали основным принципиальным отличием новой технологии (IMAX), от уже существовавших систем и кинотеатров панорамного (широкоформатного) кино.

Любопытно другое.
Со временем, отчего ушли, к тому и пришли, в линейке технологий снова появились парные камеры и парные проекторы. Парами, в частности, используются проекторы Barco для систем лазерного показа в 4K, когда световой поток кинокартинки надо разогнать до 36 тысяч люменов, а звук параллельно надо раскачать до 65 кВт суммарно на 21 колонку системы сэрраунд.

Как в наши дни оптимистически настроенная часть человечества считает, что "ИИ может всё", так и в начале 2000-х эта же часть (я про оптимистов-футуристов) стала представлять, что лазер может всё.

Отчасти справедливо – лазер может многое.

Вот и в мировой киноотрасли он смог.

  1. Сначала лазер появился со стороны кинопроектора это 2014-й год.
  2. А в последние годы и со стороны экрана, эксперименты по разработке специальных экранов продолжаются, но уже идут отдельные попытки внедрения.

Лазерная кинопроекция стала внедряться с 2014-го года и изначально стоила не просто "дорого", а "очень дорого" (один комплект оборудования для лазерной проекции тогда стоил, если в евро, триста тысяч!). Пионерами внедрения оборудования стали две канадские компании (другие, не IMAX). А сегодня счёт т. н. лазерных кинозалов идет уже на несколько сотен тысяч по всему миру.

Лазерные кинозалы и кинотеатры - это не буквальном смысле кинотеатры, где стреляют лазерным лучом, как это делал ещё инженер Гарин в знаменитом романе Алексея Толстого "Крах инженера Гарина". Здесь всё более миролюбиво. Грубо говоря, лазерная кинопроекция есть замена ксеноновой лампы на источник лазерного излучения с одновременным отказом от системы охлаждения источника светового потока.

Но о лазерных технологиях в киноотрасли я расскажу дополнительно отдельной статьёй. Потому что лазер мы будем рассматривать применительно к проекции и по части проекционного оборудования, и по части съемочного, и по части экранов для такой техники. Это точно отдельная история, если вы хотите важных подробностей и интересных практичных деталей, в том числе и по минимизации затрат на внедрение.

https://www.instagram.com/mediaindustryexpert/


---***---

#GS #GSF #GLS #IMAX #эксперт #экспертиза #статья #новыйфильм #новаяанимация #новаякнига #олеглубски #oleglubske #книга #заказатькнигу #издатькнигу #нуженавтор #нуженредактор #медиарынок #медиаиндустрия