Управление несоответствующей продукцией направлено на обеспечение выпуска безопасной и качественной пищевой продукции, сокращение издержек.
В случае, если несоответствующая продукция была реализована клиентам, то наличие рабочего инструмента по отзыву и изъятию позволит в минимальные сроки извлечь из реализации потенциально небезопасную продукцию с минимальными финансовыми и репутационными потерями. В этой статье рассмотрим управление несоответствующей продукцией, отзыв и изъятие.
Требования законодательства и стандартов
В ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» приведено определение термина «утилизация пищевой продукции».
Утилизация пищевой продукции – это использование несоответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза пищевой продукции в целях, отличных от целей, для которых пищевая продукция предназначена и в которых обычно используется, либо приведение несоответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза пищевой продукции в состояние, не пригодное для любого ее использования и применения, а также исключающее неблагоприятное воздействие ее на человека, животных и окружающую среду.
В статье 5 ТР ТС 021/2011 указано, что пищевая продукция, несоответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства-члена Таможенного союза.
Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод, что необходимо управлять потенциально небезопасной пищевой продукцией, которая не соответствует требованиям технического регламента.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального Закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» потенциально небезопасную продукцию необходимо изъять из оборота, направить на экспертизу, организовать утилизацию или уничтожение:
В случае, если при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами, материалами и изделиями соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие реализацию пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны изъять такие пищевые продукты, материалы и изделия из обращения, направить на экспертизу, организовать их утилизацию или уничтожение в порядке, установленном статьей 25 настоящего Федерального закона.
Статья 25 ФЗ N 29-ФЗ от 02.01.2000 определяет следующий порядок обращения с небезопасной продукцией:
- Некачественные и (или) опасные пищевые продукты, материалы и изделия, изъятые из обращения, в целях определения возможности их утилизации или уничтожения подлежат экспертизе.
- Потенциально небезопасная продукция на срок, необходимый для проведения экспертизы, утилизации или уничтожения, хранится таким образом, чтобы исключить доступ для использования.
- На основании результатов экспертизы некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий соответствующий орган государственного надзора выносит предписание об их утилизации или уничтожении.
Управление несоответствующей продукцией
В международном стандарте ISO 22 000:2018 «Системы менеджмента в области безопасности продовольствия и пищевой продукции. Требования для любых организаций в цепи поставок» в разделе 8.9.4 определены важные аспекты, которыми необходимо руководствоваться при обращении с потенциально опасной продукцией при внедрении системы менеджмента, основанной на данном стандарте.
Требования ISO 22000:2018 гласят, что:
- Организация должна выполнить действие по предотвращению поступления потенциально небезопасных продуктов в цепь производства и потребления пищевых продуктов.
- Организация должна обеспечить управление потенциально небезопасной продукцией пока не будет проведена полная оценка и подтвержден/опровергнут её статус.
- В случае, если подтвердится, что пищевая продукция, вышедшая из-под контроля, небезопасна, то необходимо проинформировать все заинтересованные стороны (например, торговые сети, надзорные органы), а затем провести отзыв или изъятие.
- Управление потенциально небезопасной продукцией должно быть задокументировано.
На предприятии необходимо определить порядок обращения с несоответствующей продукцией. Далее рассмотрим пример алгоритма управления с учетом требований стандарта ISO 22000:2018.
Примечание: создание единой процедуры по управлению несоответствующей продукцией, отзывом, изъятием не является требованием стандарта. Информация может быть задокументирована в разных документах.
Для обеспечения системного подхода к управлению несоответствующей продукцией, отзывом и изъятием рекомендуется разработать документированную процедуру.
Во-первых, в документе нужно распределить ответственность за управление несоответствующей продукцией, отзывом и изъятием. Пример представлен на рис. 1.
Во-вторых, необходимо дать определение терминам «несоответствующая продукция», «блокировка», «отзыв», «изъятие».
Несоответствующая продукция – продукция, которая не соответствует заявленным характеристикам, например, указанным в спецификации.
Причиной для появления такой пищевой продукции могут послужить различные факторы, например:
- выход ККТ за критические пределы;
- несоблюдение ППУ, к примеру, по контролю стекла и пластика, когда только после отгрузки продукции было установлено, что разбился стеклянный прибор, который используется в производстве, а периодический контроль на целостность сотрудником не производился;
- неправильная информация на маркировочном ярлыке, например, по срокам годности
Блокировка – прекращение операций с потенциально небезопасной продукцией до выявления причин отклонения. Присвоение ей соответствующей маркировки, перемещение в соответствующую зону, если возможно.
В стандартах серии BRC приведены определения терминов:
Отзыв – любые меры, целью которых является возврат непригодного продукта от заказчиков или конечных потребителей.
Например, была реализована пищевая продукция и есть риск, что в ней присутствует инородный предмет. Продукция уже отправлена на распределительные центры и выставлена на витрины потребителей. В этом случае будет проведен отзыв пищевой продукции.
Изъятие – любые меры, целью которых является возврат продуктов, которые не соответствуют техническим условиям или непригодные (от заказчиков, но не от конечных потребителей).
Рассмотрим ситуацию с изъятием на основе примера, указанного выше. Потенциально небезопасная пищевая продукция еще только на распределительном центре и не выставлена на полках магазинов для конечных потребителей. В этом случае нужно будет провести только изъятие.
В-третьих, процесс отзыва и изъятия подразумевает коммуникации с внешними заинтересованными сторонами, например, клиентами, транспортными компаниями, лабораториями, надзорными органами и т.д.
Для этого формируется список контактов (рис.2).
В-четвертых, необходимо задокументировать порядок обмена информацией с клиентом и заинтересованными сторонами. В этом разделе расписываем кто, кому, в каком формате должен передать информацию (рис.3).
Шаг 1. Получение информации о потенциально небезопасной продукции (далее – ПНП)
При получении информации необходимо с помощью прослеживаемости определить:
- какой объем произведен;
- когда произведен;
- где находится данная партия (в производстве; на складе; отгружена клиенту и находится на складе; размещена на торговых витринах в магазинах);
- имеются ли остатки на складе;
- есть ли риски загрязнения другой пищевой продукции.
При выявлении ПНП на территории предприятия необходимо физически ограничить данную продукцию от той, которая соответствует требованиям. Для этого в складских зонах выделяют и маркируют участок для хранения несоответствующей продукцией. Это может быть как полка на стеллаже, так и поддон.
Если обеспечить перемещение несоответствующей продукции в зону хранения не позволяют, например, площади склада, а необходимо обеспечить идентификацию потенциально несоответствующей продукцией, то на мешок/тарное место можно нанести ярлык «ЗАБЛОКИРОВАНО» (на листе формата А4 красного цвета распечатать ярлык и заламинировать).
В случае, если потенциально небезопасная продукция уже отгружена, необходимо незамедлительно связаться с клиентом, проинформировать о необходимости блокировки на его складах.
Если продукция уже попала на прилавки и реализуется клиентам, то необходимо связаться с надзорными органами для обеспечения массового информирования потребителей, например, через новостные ресурсы.
Шаг 2. Принятие решения по управлению
На данном этапе анализируется информация по ПНП для принятия решения о дальнейших мероприятиях с продукцией.
Шаг 3. Проведение отзыва и изъятия
При реализации ПНП клиенту проводится фактический отзыв и изъятие продукции. Если пищевая продукция может нанести урон здоровью потребителя, например, продукция заражена патогенными микроорганизмами и уже реализуется клиенту, то в этом случае необходимо проинформировать как можно больше потребителей с привлечением надзорных органов, СМИ.
Результаты отзыва и изъятия документируются, сверяется количество выпущенной продукции и вернувшейся с реализации/хранения.
Шаг 4. Проведение расследования и принятие решения
ПНП подлежит расследованию на предмет определения причины возникновения отклонения с возможным привлечением сторонних лабораторий.
По результатам расследования может быть принято решение о:
- повторной переработке для устранения пищевой опасности или снижении ее до приемлемых уровней;
- перераспределении для иного использования без отклонений по показателям безопасности.
Организация, которая сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта, обязана с установленной периодичностью проверять выполнение и эффективность изъятия или отзыва. Для этого может использоваться способ имитации изъятия/отзыва или проводится фактический отзыв/изъятие. Периодичность тестирования, как правило, 1 раз в год. Результаты должны быть задокументированы.
Материал подготовлен консультантом по системам менеджмента ИнтерКонсалт Ириной Рябовой.
Материал: foodsmi.com | Новости и стандарты пищевой отрасли
Иллюстрации: Freepik
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и сообщество ВК!