Найти тему
foodsmi

Управление несоответствующей продукцией, отзыв и изъятие

Управление несоответствующей продукцией направлено на обеспечение выпуска безопасной и качественной пищевой продукции, сокращение издержек.

В случае, если несоответствующая продукция была реализована клиентам, то наличие рабочего инструмента по отзыву и изъятию позволит в минимальные сроки извлечь из реализации потенциально небезопасную продукцию с минимальными финансовыми и репутационными потерями. В этой статье рассмотрим управление несоответствующей продукцией, отзыв и изъятие.

Требования законодательства и стандартов

В ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» приведено определение термина «утилизация пищевой продукции».

Утилизация пищевой продукции – это использование несоответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза пищевой продукции в целях, отличных от целей, для которых пищевая продукция предназначена и в которых обычно используется, либо приведение несоответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза пищевой продукции в состояние, не пригодное для любого ее использования и применения, а также исключающее неблагоприятное воздействие ее на человека, животных и окружающую среду.

В статье 5 ТР ТС 021/2011 указано, что пищевая продукция, несоответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства-члена Таможенного союза.

Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод, что необходимо управлять потенциально небезопасной пищевой продукцией, которая не соответствует требованиям технического регламента.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального Закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» потенциально небезопасную продукцию необходимо изъять из оборота, направить на экспертизу, организовать утилизацию или уничтожение:

В случае, если при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами, материалами и изделиями соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие реализацию пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны изъять такие пищевые продукты, материалы и изделия из обращения, направить на экспертизу, организовать их утилизацию или уничтожение в порядке, установленном статьей 25 настоящего Федерального закона.

Статья 25 ФЗ N 29-ФЗ от 02.01.2000 определяет следующий порядок обращения с небезопасной продукцией:

  1. Некачественные и (или) опасные пищевые продукты, материалы и изделия, изъятые из обращения, в целях определения возможности их утилизации или уничтожения подлежат экспертизе.
  2. Потенциально небезопасная продукция на срок, необходимый для проведения экспертизы, утилизации или уничтожения, хранится таким образом, чтобы исключить доступ для использования.
  3. На основании результатов экспертизы некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий соответствующий орган государственного надзора выносит предписание об их утилизации или уничтожении.

Управление несоответствующей продукцией

В международном стандарте ISO 22 000:2018 «Системы менеджмента в области безопасности продовольствия и пищевой продукции. Требования для любых организаций в цепи поставок» в разделе 8.9.4 определены важные аспекты, которыми необходимо руководствоваться при обращении с потенциально опасной продукцией при внедрении системы менеджмента, основанной на данном стандарте.

Требования ISO 22000:2018 гласят, что:

  1. Организация должна выполнить действие по предотвращению поступления потенциально небезопасных продуктов в цепь производства и потребления пищевых продуктов.
  2. Организация должна обеспечить управление потенциально небезопасной продукцией пока не будет проведена полная оценка и подтвержден/опровергнут её статус.
  3. В случае, если подтвердится, что пищевая продукция, вышедшая из-под контроля, небезопасна, то необходимо проинформировать все заинтересованные стороны (например, торговые сети, надзорные органы), а затем провести отзыв или изъятие.
  4. Управление потенциально небезопасной продукцией должно быть задокументировано.

На предприятии необходимо определить порядок обращения с несоответствующей продукцией. Далее рассмотрим пример алгоритма управления с учетом требований стандарта ISO 22000:2018.

Примечание: создание единой процедуры по управлению несоответствующей продукцией, отзывом, изъятием не является требованием стандарта. Информация может быть задокументирована в разных документах.

Для обеспечения системного подхода к управлению несоответствующей продукцией, отзывом и изъятием рекомендуется разработать документированную процедуру.

Во-первых, в документе нужно распределить ответственность за управление несоответствующей продукцией, отзывом и изъятием. Пример представлен на рис. 1.

Рисунок 1- Шаблон матрицы распределения ответственности (фрагмент)
Рисунок 1- Шаблон матрицы распределения ответственности (фрагмент)

Во-вторых, необходимо дать определение терминам «несоответствующая продукция», «блокировка», «отзыв», «изъятие».

Несоответствующая продукция – продукция, которая не соответствует заявленным характеристикам, например, указанным в спецификации.

Причиной для появления такой пищевой продукции могут послужить различные факторы, например:

  • выход ККТ за критические пределы;
  • несоблюдение ППУ, к примеру, по контролю стекла и пластика, когда только после отгрузки продукции было установлено, что разбился стеклянный прибор, который используется в производстве, а периодический контроль на целостность сотрудником не производился;
  • неправильная информация на маркировочном ярлыке, например, по срокам годности

Блокировка – прекращение операций с потенциально небезопасной продукцией до выявления причин отклонения. Присвоение ей соответствующей маркировки, перемещение в соответствующую зону, если возможно.

В стандартах серии BRC приведены определения терминов:

Отзыв – любые меры, целью которых является возврат непригодного продукта от заказчиков или конечных потребителей.

Например, была реализована пищевая продукция и есть риск, что в ней присутствует инородный предмет. Продукция уже отправлена на распределительные центры и выставлена на витрины потребителей. В этом случае будет проведен отзыв пищевой продукции.

Изъятие – любые меры, целью которых является возврат продуктов, которые не соответствуют техническим условиям или непригодные (от заказчиков, но не от конечных потребителей).

Рассмотрим ситуацию с изъятием на основе примера, указанного выше. Потенциально небезопасная пищевая продукция еще только на распределительном центре и не выставлена на полках магазинов для конечных потребителей. В этом случае нужно будет провести только изъятие.

В-третьих, процесс отзыва и изъятия подразумевает коммуникации с внешними заинтересованными сторонами, например, клиентами, транспортными компаниями, лабораториями, надзорными органами и т.д.
Для этого формируется список контактов (рис.2).

Рисунок 2 – Форма списка контактов
Рисунок 2 – Форма списка контактов

В-четвертых, необходимо задокументировать порядок обмена информацией с клиентом и заинтересованными сторонами. В этом разделе расписываем кто, кому, в каком формате должен передать информацию (рис.3).

Рисунок 3 – Схема обмена информацией
Рисунок 3 – Схема обмена информацией

Шаг 1. Получение информации о потенциально небезопасной продукции (далее – ПНП)

При получении информации необходимо с помощью прослеживаемости определить:

  • какой объем произведен;
  • когда произведен;
  • где находится данная партия (в производстве; на складе; отгружена клиенту и находится на складе; размещена на торговых витринах в магазинах);
  • имеются ли остатки на складе;
  • есть ли риски загрязнения другой пищевой продукции.

При выявлении ПНП на территории предприятия необходимо физически ограничить данную продукцию от той, которая соответствует требованиям. Для этого в складских зонах выделяют и маркируют участок для хранения несоответствующей продукцией. Это может быть как полка на стеллаже, так и поддон.

Если обеспечить перемещение несоответствующей продукции в зону хранения не позволяют, например, площади склада, а необходимо обеспечить идентификацию потенциально несоответствующей продукцией, то на мешок/тарное место можно нанести ярлык «ЗАБЛОКИРОВАНО» (на листе формата А4 красного цвета распечатать ярлык и заламинировать).

В случае, если потенциально небезопасная продукция уже отгружена, необходимо незамедлительно связаться с клиентом, проинформировать о необходимости блокировки на его складах.

Если продукция уже попала на прилавки и реализуется клиентам, то необходимо связаться с надзорными органами для обеспечения массового информирования потребителей, например, через новостные ресурсы.

Шаг 2. Принятие решения по управлению

На данном этапе анализируется информация по ПНП для принятия решения о дальнейших мероприятиях с продукцией.

Шаг 3. Проведение отзыва и изъятия

При реализации ПНП клиенту проводится фактический отзыв и изъятие продукции. Если пищевая продукция может нанести урон здоровью потребителя, например, продукция заражена патогенными микроорганизмами и уже реализуется клиенту, то в этом случае необходимо проинформировать как можно больше потребителей с привлечением надзорных органов, СМИ.
Результаты отзыва и изъятия документируются, сверяется количество выпущенной продукции и вернувшейся с реализации/хранения.

Шаг 4. Проведение расследования и принятие решения

ПНП подлежит расследованию на предмет определения причины возникновения отклонения с возможным привлечением сторонних лабораторий.
По результатам расследования может быть принято решение о:

  • повторной переработке для устранения пищевой опасности или снижении ее до приемлемых уровней;
  • перераспределении для иного использования без отклонений по показателям безопасности.

Организация, которая сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта, обязана с установленной периодичностью проверять выполнение и эффективность изъятия или отзыва. Для этого может использоваться способ имитации изъятия/отзыва или проводится фактический отзыв/изъятие. Периодичность тестирования, как правило, 1 раз в год. Результаты должны быть задокументированы.

Материал подготовлен консультантом по системам менеджмента ИнтерКонсалт Ириной Рябовой.

Материал: foodsmi.com | Новости и стандарты пищевой отрасли

Иллюстрации: Freepik

Подписывайтесь на наш телеграм-канал и сообщество ВК!