24,7K подписчиков

Автоматические коробки для Москвич-Иж, Волги и Жигули. Почему они так и не стали серийными?

176 прочитали

Привычная сегодня автоматическая трансмиссия, сегодня кстати под это определение попадает масса коробок(классические "автоматы", вариаторы, "роботы"...), была в конце 30-40-х годов довольно большой редкостью, особенно в массовом сегменте. Дело в том, что мощность силовых агрегатов была не очень высокой, а учитывая бОльшую массу таких коробок и еще массу причин, использовать их было нецелесообразно. Тем не менее, буквально сразу после завершения Второй Мировой войны на территориях находящихся в зоне Советской военной администрации Германии (СВАГ) было создано множество Конструкторских Бюро. Что уж греха таить именно немецким инженерным наработкам мир обязан появлению массы полезных вещей.

Фотография Сергей Арбузов, источник Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
Фотография Сергей Арбузов, источник Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)

Да и отечественная инженерная школа отставала от немецкой довольно сильно. В общем именно в конце 40-х были проведены испытания и появилось несколько прототипов, сделанных на базе Opel Kadett, а не Москвич-400. Хотя последний уже выпускался серийно.

Чертеж автоматической коробки передач. Фотография Сергей Арбузов, источник Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
Чертеж автоматической коробки передач. Фотография Сергей Арбузов, источник Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)

К большому сожалению фотографий самих автомобилей не сохранилось, а может их и не делал никто, но документальные подтверждения все же существуют. Все фотографии по теме я позаимствовал у своего коллеги и друга Сергея Арбузова, который уже выпустил книгу посвященную истории УАЗ и сейчас готовит новый том, на этот раз про КИМ-МЗМА. Он будет охватывать период с 1938 по 1956 годы. Кстати в статье Сергея, опубликованной на портале Дом.ру много больше информации вот на нее ссылка.

Понятно, что кузов машины требовала значительных изменений, и о постановке в серию никто и не думал. Но работы поводились, правда есть лишь документальные их подтверждения, фотографий, я специально интересовался у коллег, в архивах никто не находил. Интересно другое, "автомат" сконструировали таким образом, что непосредственно двигатель переделки не требовал. Назвать коробку удачной было нельзя, но тем не менее она была. Правда дотошные немцы завершив одну работу тут же принялись за другую. Попутно разработав и полуавтомат. Впрочем подробно останавливаться на этом не стану, как я уже сказал выше все, и довольно подробно, описал в своей работе Сергей Арбузов. Интересно почитайте.

Селектор "Автомата" для Москвич 400. Фотография Сергей Арбузов, источник Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
Селектор "Автомата" для Москвич 400. Фотография Сергей Арбузов, источник Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)

Мы же с вами поедем дольше. Работа немецкими инженерами была проведена просто огромная. И какая-то часть наработок потом нашла применение, к примеру хитрая трансмиссия для модели ГАЗ-12-ЗИМ. (Если помните, то на этом лимузине механику дооснастили гидромуфтой, которая находилась между маховиком и обычным сцеплением. Она позволяла тормозить и трогаться без сцепления). Но большая часть изобретений, в лучшей советской традиции, была просто забыта и никогда более не использовалась.

Привычная сегодня автоматическая трансмиссия, сегодня кстати под это определение попадает масса коробок(классические "автоматы", вариаторы, "роботы"...-4

В 50-е годы гидромеханическим "автоматом" планировали оснастить не только ГАЗ-21 "Волга", но и "Москвич-402", увы все так и осталось в планах. Хотя для модели 408 разрабатывался "полуавтомат" , на котором педаль сцепления отсутствовала, но передачи все же переключать приходилось вручную. О полноценной АКП никто не думал, мотор был все же слабоват. Впрочем "ноги" этой разработки явно росли из чертежей предоставленных СВАГ.

Привычная сегодня автоматическая трансмиссия, сегодня кстати под это определение попадает масса коробок(классические "автоматы", вариаторы, "роботы"...-5

Что касается 21-й Волги, то ее действительно хотели оснастить гидромеханической коробкой передач, все началось еще с М-20 "Победа", там стояла коробка с названием Д-2. Но из затеи ничего не вышло. В Горьком решили действовать по старинке, просто купили трансмиссию Ford-O-Matic, ее правда придумали для американцев англичане из Borg Warner, разобрали ее, и.......не смогли повторить.

Коробка ГАЗ-21 "Волга", журнал "За рулем".
Коробка ГАЗ-21 "Волга", журнал "За рулем".

Видимо они не учли того факта, что фордовцы давно использовали моторы с большим количеством цилиндров и большей же мощности. Ездила та Волга довольно странно, попытка правильно подобрать передаточные числа привела к тому, что при движении были задействованы только вторая и третья передачи. А вот первую приходилось включать принудительно. Но перенесемся из Горького снова в Москву.

Привычная сегодня автоматическая трансмиссия, сегодня кстати под это определение попадает масса коробок(классические "автоматы", вариаторы, "роботы"...-7

В 1965 году является новый мотор с индексом 412. Его действительно сделали довольно быстро. И что уж греха таить он был на тот момент прогрессивным, явно опережая многолитровые силовые агрегаты того же ГАЗа. Можно как угодно относиться к Александру Федоровичу Андронову, но вот в том, что он был профессионалом спорить нельзя. Имея под рукой мотор который должен был вывести модель 412 на новый уровень, он решил использовать мировой опыт. И не "честно" украсть, а купить лицензию на многие узлы и агрегаты. Так на новой модели появились современные тормоза, регулировка сидений, замок зажигания и, в конечном итоге, теоретически, должен был быть установлен "автомат" от компании Borg Warner. Забегая вперед скажу, лицензию так никто и не купил.

К 1969 году фирма Borg Warner работавшая по заявке московского завода полностью смогла адаптировать трансмиссию к модели "Москвич-412". Насколько я знаю было сделано два прототипа, причем один в Великобритании, а второй в СССР. Что представляла собой эта АКП? Это был обычный гидротрансформатор с планетарной трехступенчатой коробкой с многодисковым сцеплением.

Москвич-412 с АКП, фотография журнал "За рулем".
Москвич-412 с АКП, фотография журнал "За рулем".

Селектор установили в тоннеле пола перед передними сидениями. Люди постарше наверняка помнят, что на многих "автоматах" помимо стандартных позиций типа "P-R-N-D" присутствовали и указатели первой, и второй передачи. На второй можно было тронуться без пробуксовки зимой, да и тормозить двигателем. Сам кузов требовал минимальных изменений. Ввиду того, что "автомат" был шире "механики" пришлось несколько увеличить тоннель расположенный в полу и провести выхлопную трубу немного иначе. Эти два опытных образца ровно год ездили, как обычные машины, по улицам столицы, на полигоне и даже совершили несколько пробегов на горные дороги Крымского полуострова. Претензий к работе и надежности ни у одного водителя-испытателя не возникло.

Казалось бы вот оно счастье! Которое было столь близко. Увы, у Минавтопрома появилась новая игрушка в виде автозавода в Тольятти. Куда собственно и были брошены все имеющие средства. Впрочем и Андронова красиво "ушли" с его родного АЗЛК. Без его пробивной силы и связей на проекте поставили большой и жирный крест.

Кстати к вопросу о том как заботилось государство рабочих и крестьян о тех же самых рабочих и крестьянах. Средства, а они ведь были государственными, значит принадлежали всему народу страны, были просто выброшены в окно или сожжены в печи, как хотите, так и называйте.

Схема АКП ИЖ-НАМИ, журнал "За рулем".
Схема АКП ИЖ-НАМИ, журнал "За рулем".

Ну а мы снова поедем дальше. Итак, а что же ИЖ, спросит читатель? Ведь у завода было совершенно иное подчинение и именно благодаря протекции Министра обороны предприятие не только получило мотор 412 немного раньше его создателя АЗЛК, но еще и активно привлекало талантливых инженеров и всячески поощряло инициативу. Там решили все же велосипед изобрести и в содружестве с НАМИ создали свою коробку. Дней они отказались от планетарного механизма и выбрали схему с неподвижными осями валов. Проект тоже был достаточно удачным, но что бы выйти на прибыль было необходимо найти завод который бы смог выпускать их в большом количестве. Такового, увы, не было. Да и повторюсь, в стране воссияла новая звезда - ВАЗ.

Привычная сегодня автоматическая трансмиссия, сегодня кстати под это определение попадает масса коробок(классические "автоматы", вариаторы, "роботы"...-10

Про "автомат" в Тольятти вспомнили уже с приходом автомобиля ВАЗ-2103. Тогда планировалось поставлять модель не только в Канаду, но и в США. С Америкой ничего не вышло, но во для канадцев АКП делать пытались. Тем более адаптировать коробку от Fiat 124 Special TC труда бы не составило. Но опытными образцами все и закончилось. Да и продавались там уже "шестерки".

Привычная сегодня автоматическая трансмиссия, сегодня кстати под это определение попадает масса коробок(классические "автоматы", вариаторы, "роботы"...-11

Я намеренно не упомянул в статье всяческие "догонялки" для КГБ и правительственные лимузины. Мало того, что делались они штучно, так еще и свободной продаже не подлежали.