У меня недели 2 назад разгорелась дискуссия в переписке на тему эмоционального интеллекта… И я обещал чуть подраскрыть тему. Есть интерес, да и обещание стоит держать. Предлагаю разобраться в начале с понятием и сущностью. Тут у многих может возникнуть вопрос, а зачем им заниматься? Штука-то вроде банальная и далекая от бизнеса. Несколько цифр из последних исследований компании Gitnux 2024 года. Эмоциональный интеллект имеет решающее значение:
- для успеха в руководстве командами в трудные времена перемен — 44%
- решении личных проблем сотрудников — 37%
- предоставлении обратной связи — 31%
- выборе талантов — 25%
И еще 3 интересных факта:
- 90% лучших сотрудников обладают высоким эмоциональным интеллектом
- Продавцы с высоким EQ превосходят своих коллег на 50%
- Люди с высоким эмоциональным интеллектом зарабатывают в среднем на 29 000 долларов в год больше, чем люди с более низким эмоциональным интеллектом
Что это за зверь — эмоциональный интеллект? Один мой клиент как-то сказал: «Почти все об этом говорят и почти всем не понятно — что это за фигня». Я дальше дам 3 определения, потому что не все понятно с ходу. Что говорит Википедия: Эмоциона́льный интелле́кт (англ. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Это если совсем коротко.
Второе определение будет чуть пошире. Майер, Саловей и Карузо выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:
- Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу других людей. А также идентифицировать свои собственные эмоции.
- Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации.
- Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства.
- Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения.
Ну и мое, на сегодня самое любимое и составное определение. Использую его в рамках своего тренинга «Эмоциональный интеллект».EI — это:
- возможность замечать, различать градации и понимать причины СВОИХ эмоций, стоящие за ними потребности
- умение быстро и точно определять при общении чувства, эмоции, состояния ДРУГИХ людей
- включение эмоций как раннего сигнала в процесс принятия решений для повышения личной адаптивности и качества принимаемых решений
Вроде, все просто… Но дьявол в деталях. Давайте разберем каждую составляющую из 3-х выше:
№1 – возможность замечать, различать градации и понимать причины СВОИХ эмоций, стоящие за ними потребности
Сейчас вышел в свет прекрасный мультфильм «Головоломка – 2». И если вернуться к первой части, там появляются в качестве героев 5 базовых эмоций: радость, грусть (печаль в мультфильме), гнев, страх, отвращение (брезгливость в мультфильме). Ну ок, скажете вы, и что тут сложного? Я замечаю, что у многих примерно такая градация эмоций… Плохо – нормально – хорошо. Или даже еще проще: плохо и нормально.
Многие не очень-то любят сталкиваться, замечать часть из этих эмоций. Вытесняя и подавляя последние. Я, например, долго пробовал жить без грусти, страха и отвращения. Печальный опыт, лучше не повторять. Подавленные эмоции ни вам, ни окружающим добра не принесут. У каждой из эмоций есть своя ценность, польза. Возьмем для примера грусть. Вы как к ней относитесь? Какая в ней польза?
- Грусть словно говорит нам: «Что-то важное закончилось», «То, что ты потерял, было хорошим». Например, если ты перестал видеться с другом и грустишь, значит, ты ценил эти отношения.
- Эта эмоция помогает понять, что имеет для нас значение, что нам нравится, на что мы хотим тратить время. Грусть отделяет важное от не очень важного, совсем не важного.
- Грусть — это возможность получить поддержку. Когда ты показываешь другому человеку, что грустишь, у него возникает желание помочь, посочувствовать тебе и позаботиться.
- Исследования Д. Форгаса показывают, что в моменты грусти становится лучше память и формируются более точные суждения.
У каждой из базовых эмоций есть градации и оттенки… Возьмем ту же самую грусть. Она может развиваться по линии: разочарование – печаль – грусть – горе – отчаяние. И чем лучше вы различаете «оттенки», тем легче вам ориентироваться в жизни и работе. Для меня сравнительно свежее открытие: разрешать себе на ранней фазе замечать разочарование + разочаровываться в чем-угодно. Это дает свободу, легкость очаровываться в этом же спустя какое-то время. Замечаю, как многие упорствуют и обходят «разочарование». И как у них же возникают сложности с «очарованием» сотрудником, супругой, событием, фильмом и не только…
№2 – умение быстро и точно определять при общении чувства, эмоции, состояния других людей
Я раньше много занимался тренингами по звонкам. При звонке, особенно в первую минуту, очень важно создать доверие. При этом «форма» = то, КАК вы говорите, имеет вес в 83% над содержанием. Форма при звонке – это тембр, интонация, скорость, энергетика, эмоциональная окраска. Чему я удивился, более половины людей, работающих на телефоне, не очень хорошо различают «форму» говорящего по голосу и не обращают внимание на свою. В результате:
- Продолжают давить и продавать, когда клиент раздражен, злится! Итог? Абонент повесил трубку
- Аргументируют выгоду и обрабатывают возражения, когда на другом конце провода полная «скука»… Итог? Абонент повесил трубку
Такое же безобразие происходит в рамках встреч «1:1», переговоров, совещаний, встреч. Вы не заметили обиды (сложная эмоция, которая состоит из злости и боли), сотрудник почувствовал, что его не понимают, заявление об увольнении ценного специалиста у вас на столе…
№3 – включение эмоций как раннего сигнала в процесс принятия решений для повышения личной адаптивности и качества принимаемых решений
Я долго мечтал и фантазировал, что принятие решений чисто рациональный процесс. И из него надо на 100% исключить эмоции. Как вам? Сложно, практически невозможно… По данным последних нейрофизиологических исследований, без эмоций вообще невозможно принимать какие бы то ни было решения. Известный нейрофизиолог Антонио Дамасио написал об этом книгу под названием «Ошибка Декарта». Название книги связано с известной фразой Декарта: «Я мыслю – значит, существую». С точки зрения современной науки более правильным является вариант: «Я чувствую – значит, существую».
Дамасио исследовал людей с повреждениями эмоциональных отделов мозга. Один из его пациентов, Эллиот, получив травму мозга, сохранил способность логически мыслить, его результат по тестам IQ практически не изменился. При этом Эллиот потерял способность принимать любые, даже незначительные решения. Потому что окончательный импульс в пользу того или иного выбора происходит из отделов мозга, отвечающих за эмоции. Дамасио описывает, как Эллиот мучительно выбирал между возможностью назначить встречу в среду утром или в четверг днем. Он имел в голове огромный список преимуществ и недостатков каждого решения и никак не мог остановиться на чем-то одном.
А у нас на сегодня остался вопрос: как можно померить эмоциональный интеллект? Пройти тест. Мне кажется приличным один из 3 вариантов ниже:
- Тест эмоционального интеллекта Холла
- Тест эмоционального интеллекта МЭИ
- Уровень эмоционального интеллекта (Level of Emotional Intelligence, LEI)
Хорошая идея для компаний с развитой культурой обратной связи, оценка 360 «эмоционального интеллекта». Тут мы уже подключаем «мудрость толпы». А то баллов в рамках теста можно себе легко понавыставлять… Да, если вы хотите развивать эмоциональный интеллект в своей команде – знаете куда можно обратиться. Эмоциональный интеллект для нас одна из опор для развития вовлеченности, благополучия и эффективности команд! Хорошая новость, этот skill поддается изменению и привносит больше удовольствия и радости в жизни. Как приятный побочный эффект.
У меня тут еще есть любопытство… На сколько интересна эта тема вам? Стоит ли продолжать? Если да, то что именно интересует? Пишите в комментариях, буду признателен.