Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ
Как уже неоднократно говорилось в предыдущих публикациях, основой сельджукских армий, их элитой и главной ударной силой являлась конница. Многие военные противники государства Великих Сельджуков отмечали, что предводители тюрков, которых они прежде считали степными варварами, побеждавшими исключительно за счёт своего численного преимущества, оказались талантливыми военными администраторами.
Одной из главных военно-реформаторских заслуг сельджукских султанов стало создание высокоорганизованных отрядов превосходной профессиональной легкой кавалерии. Эти конные отряды совершали на поле боя стремительные маневры, зачастую ставя врага в тупик своей мобильностью и скоростью. Сельджуки также в совершенстве овладели искусством организации глубоких кавалерийских рейдов в неприятельские тылы.
Всадники-сельджуки были превосходными прирожденными наездниками, которые с необычайной ловкостью и проворством эффективно пользовались луками, копьями и дротиками. Они на полном скаку метко и быстро пускали стрелы, а также, будучи верхом, мастерски орудовали в ближнем бою саблей, укороченным копьём, булавой.
Эти сугубо кавалерийские способы ведения войны – стрельба из луков на скаку, фехтование мечом (саблей) и использование другого оружия в сочетании с элементами джигитовки сельджуки практиковали на протяжении многих десятилетий, доведя их до совершенства. Разнообразные приёмы кавалерийского боя были описаны в различных трактатах и наставлениях, изучение которых считалось обязательным для всех сельджукских воинов.
Кандидат исторических наук Вячеслав Олегович Шпаковский – современный российский специалист по истории средневековых доспехов и вооружения подробно описал порядок действий сельджукского всадника в ходе битвы, а также основные боевые приёмы, которые он использовал: «Атакуя врага, тюркские всадники сначала стреляли из лука, затем действовали копьем и только после этого пускали в ход орудие самого ближнего боя – меч, булаву и топор; примерно тот же арсенал был у всадников на Западе, исключая, пожалуй, лук, который европейцы применяли нечасто…
Помимо стрельбы из лука, сельджукские всадники весьма разнообразно использовали копье: атаковали с копьем наперевес (прием, характерный и для европейской конницы), наносили удары копьем двумя руками. Такой удар разрывал даже двухслойный кольчужный панцирь, да так, что наконечник копья выходил из спины противника. Иногда специальный дротик – хазбан – носили в налучье, специальном чехле для лука. При необходимости его можно было быстро извлечь и метнуть во врага»[1].
Несмотря на то, что сельджуки длительное время сохраняли многие атрибуты и пережитки родоплеменного строя, в том числе древние традиции и обычаи, связанные с военным ремеслом, султанская армия отличалась достаточно высоким уровнем организации и дисциплины, как в мирное время, так и во время боевых действий.
Традиционно сельджукское войско выступало в поход «всем табором» – вместе с воинскими контингентами в путь двигались кочевья в полном составе, со всем имуществом, табунами лошадей и скотом. Однако при первой же необходимости, а также непосредственно при приближении к зоне боевых действий, громоздкий обоз, семьи, табуны и стада оставлялись под надёжной охраной, чтобы не затруднять и задерживать продвижение главных сил.
Движение сельджукской армии на марше было достаточно чётко и подробно регламентировано. Во главе войска находился авангард, в состав которого обязательно входили несколько караульных кавалерийских отрядов, конная разведка, боевое и сторожевое охранение. Облегченный обоз с запасами провизии, питьевой воды, экипировки и вооружения на две-три недели, походная ставка султана и главные силы формировали центр (ядро) маршевых колонн. Замыкал шествие арьергард, командиру которого подчинялись отряды тыловых дозоров.
Если у сельджукского воина по какой-либо объективной причине не было запасных (заводных) коней, то всадникам надлежало идти пешими, чтобы дать полноценный отдых своим основным (верховым) лошадям. В случае необходимости для ускорения марша кавалеристы подсаживали на своих коней пехотинцев и так – вдвоём следовали до привала, где лошадям обязательно давали полностью восстановиться и отдохнуть.
Боевой порядок сельджукского войска отличался от прочих восточных армий глубоким эшелонированным построением, что позволяло султану и его военачальникам организовывать атаки, обладавшие значительной ударной и пробивной силой. При оборонительном варианте сражения боевое построение сельджуков обладало высокой степенью устойчивости к рассечению, деформации и опрокидыванию.
По примеру военной организации Арабского халифата сельджуки в классическом варианте на поле боя разделяли свои наличные силы на пять корпусов – передовой полк (макадама), центральный полк (калб), правое и левое крыло (меймена и мейсера соответственно), а также резерв (сака). Сельджукская кавалерия была хорошо обучена атаке клином, а также действиям в россыпном строю.
Полководцы высших рангов – атабеки, эмиры и тюмен-баши отдавали приказы своим подчиненным через гонцов, при помощи специальных визуальных сигналов и звуков. Звуковая (военно-иНструментальная) связь осуществлялось при помощи медных труб (тюркский най), а также больших и малых боевых барабанов, по которым которые били специальными ремнями. В атаку сельджуки мчались с боевым кличем «Кög böri!» (в переводе с тюркского «серый волк»)[2].
Византийцы достаточно хорошо и детально изучили особенности построения и практического применения на поле боя боевых сельджукских порядков. Вот что по данному поводу сообщает византийская принцесса Анна Комнина: «Боевой порядок турок строится не так, как у других народов, не как у Гомера "щит со щитом, шишак с шишаком, человек с человеком", а правый, левый фланги и центр турецкого строя расположены на определенном расстоянии друг от друга, и фаланги стоят как бы разорвано.
Если враг нападает на правый или левый фланг, на него обрушивается центр и часть строя, расположенная за ним, и они, как ураган, сметают противника. Что же касается вооружения, то турки, не в пример кельтам, мало пользуются копьями, а стараются окружить врага со всех сторон и обстрелять его из луков; защищаться турки предпочитают издали. Когда турок преследует, он захватывает свою жертву при помощи лука; когда его преследуют самого, одолевает врага при помощи стрел; турок мечет стрелу, и стрела на своем лету поражает коня или всадника; пущенная сильной рукой, она пронзает тело насквозь. Вот какие искусные лучники турки»[3].
На современном этапе изучения эволюции воинского искусства сельджуков, их основных тактических и стратегических приёмов, которые они использовали в эпоху Крестовых походов, можно выстроить следующую модель обычного (классического) поведения сельджукского войска на поле боя.
Как правило, сельджукская армия делилась на несколько больших отрядов, средних и малых, находившихся на небольшом расстоянии друг от друга. Эти кавалерийские отряды внезапно совершали вместе или поочёрёдно стремительные атаки и наскоки, осыпая противника тучами стрел. Главной задачей этих нападений было выявление слабых участков боевых порядков противника, а также негативное и устрашающее моральное воздействие на неприятельских воинов.
Командиры и военачальники главных сил пристально наблюдали за действиями своих соплеменников, а также за поведением противника. Если на каком-то из направлений или участков сражения намечался успех, если во вражеском построении возникал беспорядок или проявлялись признаки вероятного отступления, сельджукская конница всей своей массой устремлялась вперёд.
Сельджуки неистово атаковали те места, где имелся наибольший шанс пробить брешь во вражеских боевых порядках. Если тюркам удавалось сломить противника, они безжалостно преследовали и беспощадно рубили беглецов своими облегченными мечами и саблями. Погоня за разбитым и отступающим неприятелем велась до полного изнеможения сельджукских коней или до поголовного истребления бегущих вражеских воинов.
Если противник оказывался стойким в обороне или сам переходил в контратаку, то сельджукские лёгкие всадники быстро, лихо и организовано отступали к своим главным силам, где в короткий срок перегруппировывались и были вновь готовы к повторению нападения. Нередко сельджуки (по примеру других кочевых азиатских и восточных народов) изображали беспорядочное паническое отступление, провоцируя своим поведением врага на преследование.
Противник, незнакомый с тактикой притворного отступления, которую тюрки и их предки применяли с древнейших времён, нередко принимал за чистую правду происходящее театрализованное, хорошо отрепетированное и многократно отработанное на практике действо. Как только вражеские отряды – кавалерийские или пешие, устремившись в погоню, далеко отрывались от своих основных сил и боевого построения, мгновенно следовала трагическая развязка.
«Удирающие в панике» сельджуки внезапно разворачивались и внезапно обрушивались на «преследователей», окружая их. Тут же во фланги и тыл отряду, угодившему в классическую ловушку, ударяли новые эскадроны тюрков, спешивших на помощь своим соотечественникам. Отдельные отряды и даже целые воинства византийцев и крестоносцев неоднократно становились жертвами «притворных отступлений» в исполнении сельджуков.
Современные военные историки-медиевисты выделяют одну существенную тактическую особенность, характерную для сельджукской кавалерии. Тюрки-всадники крайне неохотно, чаще всего вынужденно вступали в ближний рукопашный бой с вражеской пехотой, занявшей выгодные для обороны позиции, хорошо организованной, сплочённой, надёжно защищенной и в полной мере вооруженной.
Сельджуки не привыкли сражаться пешими, а потому делали всё возможное во время атаки, чтобы сберечь коня. Европейские пехотинцы, осознав этот факт, стремились первым делом поразить своим оружием сарацинского коня, чтобы заставить сельджука биться пешим или отступить. Именно по причине такого вынужденного спешивания и продолжения ближнего боя «безлошадным» сельджуки в подобных случаях несли неоправданно большие потери.
Раз речь зашла о противодействии и столкновении в боевых условиях двух военных организаций – западноевропейской (крестоносной) и азиатской (сельджукской), то вполне логично будет сравнить их главную ударную силу – кавалерию. Данные аналитические противопоставления и сравнения принадлежат представителям разных эпох и исторических школ, но при этом не противоречат друг другу, а взаимно дополняют:
«Огромные различия, существовавшие между двумя враждебными армиями, можно подытожить словами "тяжелый" и "легкий". Христианские рыцари были подчеркнуто тяжелой кавалерией. Они образовывали сомкнутый строй для удара по врагу, их атака с опущенными длинными копьями была сокрушительной. В то же время в рукопашной схватке ничто не могло противостоять мощным ударам их длинных тяжелых мечей, булав и боевых топоров…
Вскоре сарацины научились пользоваться и копьями так, как это делали европейские конники. Они, конечно, не могли выстоять против мощной атаки массивных западных рыцарей, поэтому вначале постоянно терпели поражения, но со временем обрели опыт и стали избегать прямых боевых столкновений. Более подвижные, они устремлялись сначала на один фланг противника, затем на другой, нападая и отступая, всегда готовые воспользоваться любым образовавшимся проходом. Проворные и храбрые конники, превосходные мастера в искусстве владения оружием, способные сарацины вскоре научились отбивать копья. Найдя слабые места в вооружении противника, они тотчас наносили смертельный удар своими саблями»[4].
«Уже первые столкновения с врагом поставили в недоумение и удивление западную конницу, увидевшую в лице своего противника гораздо более многочисленную кавалерию, которая не только была в состоянии отразить самый жестокий натиск, но умела тотчас прийти в прежний порядок и сделать, в свою очередь, не менее значительное нападение. Такая конница оказалась непобедимой. Лук был давно известен на западе, но такого града стрел, пущенных кавалерией и пехотой, западные воины еще никогда на себе не испытывала. Кроме того, они увидели перед собой подвижную выносливую конницу, вооруженную всевозможным оружием – копьем, палицей, топором и луком…»[5]
Чтобы не предвосхищать события Первого крестового похода, а также во избежание «спойлеров», временно завершим тему сравнения тактики, боевых приёмов, воинского мастерства и искусства крестоносцев и сельджуков. Окончательный итог этого увлекательного сравнительного анализа подведут многочисленные сражения и битвы, которые ожидают западноевропейских и мусульманских воинов на протяжении всего длинного пути крестоносцев от берегов Босфора до самого Иерусалима.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Шпаковский В. О. История рыцарского вооружения. – М.: Ломоносовъ, 2013. С. 111.
[2] - у многих тюркских племён степные волки были священными тотемными животными. Почитание волков, как прародителей первых тюрков-сельджуков длительное время сохранялось у сельджукского этноса и после принятия ислама.
[3] - Анна Комнина. Алексиада / Вступительная статья, перевод, комментарий Я. Н. Любарского. – СПб.: Алетейя, 1996. С. 406.
[4] - Денисон Дж. Т. История кавалерии. Вооружение, тактика, крупнейшие сражения / Пер. с англ. С. Федорова [электронная версия]. – М.: Центрполиграф, 2014. С. 90, 99
[5] - Винклер П. П. Все о холодном оружии. – М.: Астрель; – СПб: Полигон, 2013. С. 148-149.
В данной публикации использованы ссылки на произведения отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Вячеслав Олегович Шпаковский (род. 1954) – современный российский писатель, кандидат исторических наук, доцент. Один из ведущих отечественных специалистов по истории рыцарства, крестоносного движения, средневековых доспехов и вооружения. Автор многочисленных документальных изданий и монографий, посвященных данной тематике.
Анна Комнина (1083-1153) – византийская принцесса, старшая дочь императора Алексея I Комнина. Первая в мире женщина-историк. Автор «Алексиады» (1148) – важнейшего памятника исторической литературы Византии. «Алексиада» является одним из наиболее известных и ценных источников по истории Первого Крестового похода.
Павел Павлович фон Винклер (1866-1937) – российский историк, известный в своё время специалист по гербам, геральдике, генеалогии, фалеристике и нумизматике Российской империи. Главный его фундаментальный труд – «Оружие. Руководство к истории, описанию и изображению ручного оружия с древнейших времен до начала XIX века», который с начала 90-х годов ХХ века издавался под различными названиями целиком или частично.
Проанализировав все имевшиеся в его распоряжении первоисточники и иностранные сочинения, изучив коллекции Эрмитажа, Артиллерийского музея и других собраний оружия, Павел Павлович обобщил и систематизировал накопленный им богатейший и уникальный фактический материал, отменно проиллюстрировав его. Основная часть книги была посвящена античному и средневековому западноевропейскому оружию. Кропотливая работа автора основана на тщательном и детальном изучении первоисточников в виде реально существующих предметов вооружения, а также находящихся в коллекциях отечественных и зарубежных музеев.
ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Военные аспекты Первого крестового похода» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Общий обзор армий Западной Европы
Часть 2-я. Рыцарь-крестоносец крупным планом: свита, доспехи, защитное снаряжение
Часть 3-я. Рыцарь-крестоносец крупным планом: боевой конь и вооружение
Часть 5-я. Подлинная численность крестоносного воинства
Часть 6-я. Армия государства Великих Сельджуков
Часть 7-я. Сельджукский воин крупным планом
Часть 8-я. Кавалерия сельджуков
Часть 9-я. Реальная численность сельджукского войска
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)