Мы - врачи изучали в институте детские болезни, кожные болезни, офтальмологию, ЛОР- болезни, пропедевтику, этику и многие другие дисциплины, но ни на одном предмете нас не учили воспринимать детское лицо с его эмоциями, страхами, зависимостями, потребностями и чувствами как единое целое.
На приеме, мы, в лучшем случае, смотрим в лицо родителя, который доносит информацию о ребенке, затем переходим к осмотру и исследованию отдельных частей тела ребенка: кожи, слизистых, рта, носа, ушей, легких, сердца, живота, рефлексов. Но лицо- как совокупность анатомических, генетических, психологических и гендерных особенностей не анализируется чаще вообще. "Дети все милы и прекрасны"- как заклинание для человека, работающего с детьми! Я приглашаю вас задуматься о том, что причина многих детских болезней, особенно хронических, коренится именно в чувствах, переживаниях, системе реагирования ребенка на окружающую действительность, поэтому своевременное считывание этой информации с лица ребенка - навык очень полезный, который нарабатывается так же как и навык аускультации, перкуссии и пальпации.
***
На одной из лучших картин Николая Аркадьевича Пластова, которая называется "Доктор" (1966г.), врач смотрит на фонендоскоп, а мальчик и бабушка изучают врача, стараются считать размышления о своём состоянии и возможности скорейшего выздоровоения. Я не сомневаюсь в компетенции сельского врача. Но,возможно, так получилось, потому что художнику позировала врач- стоматолог, но данная картина очень отражает ракурс внимания любого врача-специалиста при осмотре пациента. Если бы покойный Николай Аркадьевич писал бы сегодня , то доктор смотрел бы даже не на фонендоскоп, а в своей телефон или монитор компьютера.
***
Было бы не лишним для врачей - ординаторов проводить тренинги на внимательность (после окончания осмотра пациента)с вопросами из серии:
-Какого цвета глаза у пациента?
-Заметили ли вы татуировки?
-Сколько родинок на лице у пациента?
-Во что был одет пациент?
-Куда смотрел пациент, когда отвечал на вопросы врача?
-Через нос или через рот дышит пациент?
-Чего боялся пациент во время осмотра?
- Где были руки пациента?
- Куда направлены углы рта пациента и т.д.
Пишите в комментариях, даже если вы не врач и не пациент, на сколько внимательно и долго вы смотрите на лицо человека при коммуникации.
#лицоребенка
#осмотрпедиатра
#пластов
#детскиеболезни
#врачуназаметку
#здоровьедетей
#внимательныйврач