Найти тему

Связь тела и сознания в философии и научной фантастике: почему человек может жить с роботом?

Осмысление взаимосвязи тела и сознания становится сегодня особенно актуальным в контексте влияния технологий на современного человека, а также соотнесения реального, виртуального и искусственного тела. Создание искусственного интеллекта, развитие нейросетей и биотехнологий, усовершенствование роботов уже перестало быть фантазией, постепенно реализуясь на практике и одновременно получая художественное осмысление в научной фантастике. Такие популярные сериалы, как «Черное зеркало» (2011-2023), «Мир Дикого Запада» (2016-2022), «Электрические сны Филиппа К. Дика» (2017-2018), «Видоизмененный углерод» (2018-2020) предлагают футурологические вариации взаимоотношений сознания и тела, а также представляют интересный материал для феноменологического анализа самосознания при разных обстоятельствах. Научно-фантастический неомиф в данном случае работает как исследовательский механизм, выстраивающий различные варианты и модели взаимодействия искусственного и естественного тела с искусственным и естественным сознанием в различных комбинациях.

Кадр из сериала «Мир Дикого Запада» (2016-2022).
Кадр из сериала «Мир Дикого Запада» (2016-2022).

Создатели разумных или когнитивных роботов работают на стыке кибернетики, нейрофизиологии и феноменологии. Добиться того, чтобы роботы обладали не просто интеллектом, а обрели самосознание, — один из важнейших вызовов, постепенно реализуемых современной наукой. Сознание и интеллект - это разные вещи, отличающиеся не только сложностью когнитивных процессов. Философская традиция от древних греков до современной феноменологии пытается ответить на вопрос - что есть сознание и как оно взаимодействует с телом? Классическая философия традиционно базируется на картезианстве - рационализме Рене Декарта, где сознание и материя (разум и тело) представляют собой две равноправные субстанции, но именно разум является единственной, не подвергаемой сомнению достоверностью, о чем свидетельствует знаменитая фраза - Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно существую), что доказывает при каждом акте восприятия существование меня, а не мира.

-2

Ученик Декарта Бенедикт Спиноза настаивал в своем труде "Этика" на том, что только при соединении с телом душа обретает индивидуальность, а после смерти ее теряет, соединяясь с Богом и обретая свободу. Идея власти телесного, высказанная Спинозой, затем была развита в работах Ницше. И если скептицизм Декарта представлял тело и чувственное познание в целом как место иллюзий, то у Ницше ровно наоборот: именно сознание производит иллюзии, а властью обладает тело. Вслед за Ницше, неклассическая философия стала акцентировать внимание на теле как на источнике экзистенциальных переживаний, позволяющем человеку ощущать свое пребывание в мире здесь и сейчас.

-3

В постфеноменологии М. Мерло-Понти, Ж.-Л. Марьона и Ж.-Л. Нанси тело или плоть рассматривается как нечто отличное от всех других объектов внешнего мира, переживаемое субъектом одновременно и как самость, и как нечто отчуждаемое. Ощущаемое в качестве кожи, рамки или предела для внешнего взаимодействия с изменчивым миром, тело отражается в субъективном сознании как целостный образ, несмотря на то, что ощущаем мы его частями (рука, нога, и т.д.). В этом аспекте феноменология начинает тесно переплетаться с психоанализом. Формирование собственного Я неотделимо от образа тела, что было обосновано в знаменитой «стадии зеркала» Ж. Лакана. В свою очередь Жиль Делез развивает концепт тела как иерархию сил, называемых активными и реактивными. В контексте его философии жизнь — это техногенное творчество и вечное становление телесного опыта. Из этой установки возникло понятие «тела без органов», противопоставленное телу как организму. Популярная ныне англо-американская прагматическая philosophy of mind и вовсе отрицает наличие сознания как такового, объявляя его иллюзией или трюком (Дэн Деннет, Дэвид Чалмерс), что стало непосредственным философским основанием для развития концепции искусственного интеллекта.

Кадр из сериала «Мир Дикого Запада» (2016-2022).
Кадр из сериала «Мир Дикого Запада» (2016-2022).

В художественном мышлении проблематика взаимодействия тела и сознания ярче всего представлена в жанре фантастики и киберпанка. Многочисленные литературные произведения и экранизации книг писателей-фантастов предлагают зрителю образы, построенные на оппозиции искусственного тела и индивидуального сознания, либо искусственного интеллекта и клонированного биологического тела. Так, например, в эпизоде «Я скоро вернусь» сериала «Черное зеркало» (2011-2023) после гибели своего партнера в автомобильной аварии героиня решает заказать услугу, которая позволяет ей продолжать общаться с ним по электронной почте, а затем и по телефону. Новая технология имитирует личность погибшего на основе его высказываний в социальных сетях, фотографий и видео. Следующим шагом становится помещение искусственно смоделированной личности в искусственное тело, в результате чего героиня начинает жить с симуляцией умершего человека. Поначалу с помощью робота она преодолевает горе и тоску по безвременно ушедшему мужу, но затем ее перестает удовлетворять неестественность его реакций и идеальность поведения. Поэтому она запирает робота на чердаке, однако ребенок продолжает общаться со своим искусственным «отцом».

Кадр из эпизода «Я скоро вернусь» сериала «Черное зеркало» (2011-2023).
Кадр из эпизода «Я скоро вернусь» сериала «Черное зеркало» (2011-2023).

Современное реальное производство роботов в развитых странах постепенно набирает обороты, они востребованы в бытовой и сексуальной сфере, что обусловлено крайним индивидуализмом и либерализмом: человек намеренно ограничивает свое личное пространство, все меньше нуждаясь в другом человеке, потому что это неизбежно требует усилий по выходу из своей «зоны комфорта». Робот, симулирующий эмоции и поведение человека, подчиняющийся определенному алгоритму, востребован в обществе потребления, так как пользователь будет реализовывать через это искусственное тело свою «волю к власти», действуя как машина желаний.

Уилл Смит на свидании с когнитивным роботом Софией.
Уилл Смит на свидании с когнитивным роботом Софией.

Анализируя взаимоотношения робота и человека, необходимо обратить внимание на то, что иллюзия, производимая роботом, вполне естественно встраивается в восприятие человека. Объясняется этот феномен тем, что конструирование образа другого происходит в процессе переноса собственного Я, и главным в этом процессе становится дополненная реальность, которую производит наше сознание. Симуляция личности у робота состоит в имитации внешних моделей поведения, речи, голоса, образа тела, и этого достаточно для иллюзии, поскольку воспринимающее сознание будет неизбежно достраивать и соотносить этот образ с данными, полученными из собственного опыта. Ж. Лакан называл образ чужого Я символическим именно по той причине, что оно дано нам лишь в качестве проекции собственного Я. Отсюда восприятие другой искусственно смоделированной личности, вполне может удовлетворять сознание человека.

-7

Однако воспоминания в случае с героиней сюжета из сериала играют негативную роль, так как они в какой-то момент вступают в противоречия с поведением робота, поскольку образ ее мужа в ее сознании не совпадает с тем, что она видит. Кроме того, ей начинает не хватать инаковости, что определяет непредсказуемость в поведении другого человека и делает его Другим с большой буквы. Согласно Лакану, Реальное (бессознательное) взаимодействует с Реальностью (воображаемое эго и символическое суперэго) во внутреннем поле субъекта, что соотносится с действием сил хаоса и космоса. Искусственное же сознание действует по некоему заданному алгоритму, то есть оно, по сути, лишено влияния Реального, что привело создателей жанра киберпанка к формированию некоего шаблонного представления об искусственном интеллекте. Этот стереотип представляет робота как механизм, неспособный на реальные чувства, а также спонтанные поступки. Традиционно фантасты обосновывают непредсказуемое поведение машин неким сбоем в программе, что становится признаком их человекоподобия или окончательной антропоморфизации. Так, например, в сериале «Мир Дикого Запада» андроиды, искусственно созданные для разыгрывания сценариев в парке развлечений, из-за экспериментального обновления неожиданно начинают вести себя неадекватно, не подчиняясь заданному алгоритму. Или в восьмом эпизоде «Электрические сны Филиппа К. Дика» вирус становится причиной сбоя в жизни роботов, производимых автофабрикой.

Кадр из сериала «Электрические сны Филиппа К. Дика».
Кадр из сериала «Электрические сны Филиппа К. Дика».

Идеальное поведение робота-мужа не устраивает героиню эпизода «Я скоро вернусь», поскольку оно лишено элемента хаоса, в чем по замыслу авторов серии и должно проявляться «подлинно человеческое». Однако тут же восприятие взрослого противопоставлено восприятию ребенка: дочь, не знавшая реального отца, воспринимает робота, как настоящую личность, поскольку она в своем непосредственном восприятии только формирует образ отца, и ничто ей не мешает принимать искусственное за естественное поведение. Однако обратная ситуация разыгрывается в десятом эпизоде сериала «Электрические сны Филиппа К. Дика», когда ребенок перестает узнавать своего отца, несмотря на то, что тело его осталось прежним. Вселение в тело инопланетного разума делает поведение отца «слишком правильным», но несовпадающим с тем образом, который сложился в сознании ребенка. В другом же эпизоде этого сериала под названием «Человек» улучшенная версия мужа героини, после его возвращения с другой планеты и вселения в него инопланетного сознания, наоборот: оказывается более удовлетворительной для семейной жизни, так как проявление его чувств более эмоционально.

Образ лабиринта из сериала «Мир Дикого Запада».
Образ лабиринта из сериала «Мир Дикого Запада».

В сериале «Мир Дикого Запада» формирование личности роботов-андроидов происходит на основе воспоминаний. Безусловно, память в целом является основой всех психических и мыслительных процессов человека, но воля как внутренний голос субъекта пробуждается у ребенка в процессе различных стадий формирования субъективности. Создатели парка «Мир Дикого Запада» пытаются пробудить у андроидов самосознание благодаря импровизации в действиях на основе воспоминаний, личному эмоциональному интересу, а также звучащему в голове андроида голосу их создателя. По мнению ученого-разработчика из сериала, пирамида создания искусственного интеллекта включает воспоминания, импровизацию, личный интерес, а на вершине находится внутренний голос «Бога» (подающего команды), который должен пробудить самосознание. Затем создатель парка андроидов приходит к выводу, что сознание — не пирамида, а лабиринт, в центре которого расположено Я субъекта. Перейти от искусственного интеллекта к сознанию и означает привести робота к тому, чтобы он услышал свой собственный внутренний голос.

-10

Эксперименты по пробуждению и формированию сознания у робота постоянно проводятся и в реальности современными учеными. Из сугубо позитивистского и материалистического подхода вырастает идея о возможности создания искусственного сознания по аналогии с работой мозга и нейросетей. Уже в 2007 г. японский ученый Джуничи Такено создал модель «MoNAD» с функцией самосознания, устанавливая отношения между эмоциями, чувствами и разумом, соединяя модули в иерархию. «Монада» — неслучайное название, оно отсылает к философии Г. Лейбница, в соответствии с концепцией которого человек — это монада, состоящая из других монад более низкого уровня, находящихся в иерархическом подчинении душе. Такено продемонстрировал, что роботы могут проходить "стадию зеркала" (самосознание напрямую связано с узнаванием себя), учатся перерабатывать эмоциональные эпизоды в своей памяти и, используя этот опыт, предпринимать какие-то действия, чтобы предотвратить повторение негативных ситуаций. В целом современные разработчики роботов добиваются того, чтобы искусственная нейронная сеть имитировала широкий спектр биологического реализма. Связь сознания с духовным началом, естественно, исключается по принципу бритвы Оккама, поскольку душа просто не вписывается в эту сугубо прагматическую картину мира. Философский идеализм предполагает эту связь, поэтому отличает сознание от того, что производится мозгом как материальным органом, и не сводит рождение самосознания лишь к биофизическим факторам.

Читайте также на канале:

Био-арт и сайнс-арт: почему современные художники изображают мир без человека или как стать лошадью

Почему антиутопия Ф.К. Дика, где победили нацисты, становится пророчеством и зачем гадать по Книге Перемен