Найти в Дзене

Кризис смысла жизни в 30-40 лет

Этот кризис ещё называют кризисом середины жизни, но раньше он считался после 40 лет, то сейчас он молодеет и часто с ним сталкиваются люли 35-30, а иной раз и раньше. Этот этап связан с пересмотром отношений и ценностей и в связи с этим преобладает возникновение депрессивных переживаний.

Человек оборачиваясь на свою жизнь, начинает задаваться вопросами о смысле того, что он сделал в своей жизни, как проживал жизнь и какие ценности смог воплотить.

Само же понятие «кризис середины жизни» впервые было введено в 1965 году Эллиотом Джексом, где он выделил два основных фактора влияющих на появление кризиса: становление глубокого понимания и осознание собственной природы, как смертных существ, где меняются рамки действительности со времени «от рождения» к «до смерти». Как видно, наступает этап жизни, когда человек начинает осознавать, что сделанные им выборы оказываются неизменными и ощущение приближающейся смерти увеличивает страх за ошибочность его прошлых действий. Это вызывает ощущение бессмысленности своего существования, ведь он за всю жизнь так и не совершил ничего хорошего, а она уже пересекла рубеж, приближающий к мыслям об её окончании.

На этой фазе человек чаще всего уже состоит в какой-то профессиональной деятельности, может иметь отношения и семью и успел сделать достаточное количество решений и выборов относительно своей жизни. Именно здесь могут появляться следующие проблемы, которые В. Франкл относил к смыслу работы: «воскресный невроз», «невроз безработицы» и также эмоциональное выгорание, которое А. Лэнгле отнёс к экзистенциальному вакууму.

Поэтому, большое внимание  В. Франкл в своей книге «Доктор и душа» [12] уделил смыслу работы, где уникальность человека и его осмысленное проживание жизни привязано к делам и его вкладам в общество, а не к просто профессии. «Профессия сама по себе не делает человека незаменимым, она лишь предоставляет для этого шанс» [12, С. 147]. Многие в современном мире уделяют большую часть жизни получению хорошей должности и зарабатыванию большого количества денег, если же этого не получается по тем или иным обстоятельствам, то работают на средней работе и мечтают выбраться из этой рутины. И в первом и во втором случае человек находится под влиянием общественных структур и выполняет определённый набор функциональных обязанностей, от которых зависит успешность выполнения целей и получения соответствующей зарплаты, также это и приближает человека к ощущению бессмысленности его жизни. Самое важное, что здесь стоит понять – это то, что значимость человека и смысл его деятельности лежат не в самой профессии, а сколько в личном и особенном, которое в неё вкладывается, в той уникальности человека, с помощью которой он придаёт смысл своей жизни. Этот же опыт можно перенести и на другие сферы жизни человека, например личную, где выражение уникальности и неповторимости является совершенно незаменимым элементом для построения ценных отношений. Конечно, существует работа, где человек занимается однообразными действиями на протяжении всего дня, и у него просто нет возможности выразить себя в этом – в данном случае жизнь человека должна начинаться в свободное от работы время, где он может выражать себя в форме своего досуга. Но и ощущение свободного времени человеком переживается как что-то тяготящее, у него возникает ощущение, что жизнь остановилась – «стоит производственному темпу прерваться на 24 часа, и вся бессмысленность, бессодержательность, бесцельность существования встаёт перед глазами» [12, С. 155].

Выше была также затронута тема эмоционального выгорания, как одного из возможного развития кризиса смысла. А. Лэнгле отнёс его к форме экзистенциального вакуума [9], где преобладают чувства пустоты и бессмысленности в связи с профессиональной деятельностью человека, где также доминирует истощение. С точки зрения логотерапии синдром эмоционального выгорания объясняется «дефицитом истинного экзистенциального смысла» [9, С. 98], сохранением сильной усталости, сосредоточением на достижении результата – «выдуманного смысла», ощущением пустоты и возникновением стресса.

Также выгорание к кризису смысла относит У. Виртц, она называет следующие причины: отчуждённость, неудовлетворённость работой, депрессия и стресс, а также утрата смысла. «Выгорание – это, прежде всего, потерянность в лабиринте ценностей и смыслов, утрата смыслообразующих переживаний» [4].

Д. Холлис называет кризис смысла – Перевалом, который наступает тогда, когда человек начинает видеть за своей хронологией нечто большее, когда начинает задавать вопросы о своей жизни, когда появляются проблемы, избегаемые им так успешно все года. Перевал начинается с вопроса:

«Кто я такой, если вычесть мою индивидуальную историю и те роли, которые мне приходилось исполнять?» [13, С. 32].

В этот период человек ощущает боль из-за понимания расщепления своей истинной сущности и социализированной личности. Он пытается действовать с привыкшими для него установками и стратегиями, но теперь они оказываются неэффективными. Возникает паника:

«Я больше не знаю, кто я»,

прежний человек исчез, а новый не появился, и тревога поглощает с головой в ужас потерянности в мире. Он часто в это время чувствует себя в страхе и одиночестве, так как нет ни подсказок, ни правил и даже сторонней помощи, чтобы преодолеть этот Перевал – он бродит по неизвестности.

Самое важное, что выражается во всех работах, так это то, что кризис смысла является сильным толчком к новому смыслу и новой жизни. Благодаря ему человек может взять в руки весь свой потенциал и воплотить его в истинной жизни и подлинной зрелости. Да, на этом пути он может не увидеть сверхсмысла всей жизни, но он должен приобрести смысл возникшего конфликта и прожить оставшуюся жизнь осознанно.

Таким образом, человек проживая свою жизнь с собственными ощущениями себя, с преобразованными качествами в виду социализации, со сформированным на протяжении долгого периода восприятиями мира, с привычными защитными механизмами, доживает до середины своей жизни и начинает понимать, как его собственное Я, его Личность пытается прорваться через все образы, которые он сформировал о себе и об окружающем мире, где образуется борьба через собственную боль с надеждой найти себя в уже существующем окружении, которое он конструировал своими решениями. И эти самые решения предстают теперь перед ним, как то, что мешает осуществить себя в этой жизни.

Список литературы:

  1. Франкл В. Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ / Пер. с нем. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017. – 338 с.
  2. Лэнгле А. Дотянуться до жизни… экзистенциальный анализ депрессии: Пер. с нем. / Предисловие А.С. Баранникова. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2018. – 128 с.
  3. Виртц, У. Жажда смысла: человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии – М. : Когито-Центр, 2016. – 328 с.
  4. Холис Д. Перевал в середине пути: Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни / Пер. с англ. (2-е изд., стереотипное). – М.: «Когито Центр», 2009. – 208 с.

______________________________________

На сессию ко мне можно записаться через:

Telegram: +79045897443

WhatsApp: +77765370370

Запись на психологическую консультацию (google.com)