Найти в Дзене
Исторические мелочи

Несколько интересных портретов XVIII-XIX вв.

Наверно, большинство читателей (тех, которые еще остались) заходит сюда ради атрибуций «портретов неизвестных». Но интересные портреты, требующие атрибуции и при этом поддающиеся атрибуции с моей стороны, попадаются не так часто, по крайней мере, не «сплошным потоком». Поэтому сегодня предлагаю просто посмотреть несколько показавшихся мне интересными портретов XVIII-XIX вв. Подборка бессистемная, не объединенная какой-то сюжетной линией, просто портреты, по каким-то причинам привлекшие мое внимание.

Открывает нашу подборку портрет Якова Яковлевича Мордвинова работы В.С. Мезенцева (Мезенцова) из музея-заповедника «Ростовский кремль», 1772 г.

На обороте имеется подробная надпись (всегда бы так!):

«Яковъ Яковлевичъ Мордвиновъ родился 1729 марта 14. определенъ службу въ ингерманландской пехотной полкъ солдатомъ 1744 апреля 13. Чинами происходил подъпрапорщикомъ 1746 ноября 25 сержантомъ 1748 апреля подъпоручикомъ 1755 апреля 25. переведенъ въ 4 гренадерской полкъ 1756. порутчикомъ 1758 сентября 5. походахъ былъ въ 1757 въ прусии до тилзита въ 1758 до кистрина иприатаке онаго и на баталии прицорндорфе августа 14 въ 1752 при деревне пальцихе июля 12, где и получилъ въ правую ногу контузию. августа 1 при городе франкфукте набаталияхъ въ 1750 в берлинской экспедиции въ 1761 до города глаца в 1762. въ походе въ шлезии и до местечка фейбурга 1763 января 8. отъставленъ капитаномъ. рисованъ. 1772 сентябрь 6. Riseval basilius Mesencev предъставился 1799 марта 12 жития было 70 летъ. подписалъ Степанъ Шамшевъ».

Помимо того, что портрет позволяет нам увидеть внешность «простого служаки» (хоть и в офицерских чинах) XVIII в., ветерана Семилетней войны, он (портрет) показался мне занятным из-за кажущейся чрезмерной длины красного камзола. Длинное красное пятно, простирающееся до края картины, создает впечатление, что камзол доходит чуть ли не до колен. Конечно, это иллюзия, вызванная прежде всего размером, видимо, немаленького живота персонажа.

Продолжает нашу подборку портрет неизвестного рыцаря Немецкого (Тевтонского) ордена в австрийский период бытования этой орденской организации. Портрет я нашел где-то на просторах интернета, на каком-то из аукционных сайтов

-2

Яндекс опознает персонажа (среди прочих явно неверных предположений) как австрийского эрцгерцога Максимилиана Франца, Хох-унд-дойчмайстера (Великого магистра) Тевтонского ордена. Такая атрибуция, видимо, ошибочна. Меня же в этом портрете позабавило выражение лица персонажа, очевидным образом свидетельствующее, что жизнь его удалась.

Следующий портрет работы Френсиса Котса 1763 г. изображает шотландца полковника Александра Кэмпбелла

-3

Здесь просто скажу, что портрет мне чертовски нравится. Мы привыкли видеть на парадных портретах гордых персонажей, источающих уверенность в себе. А тут молодой офицер держит свой эспонтон таким образом, что создается впечатление, что рукава с огромными по современной моде обшлагами ему просто мешают. Наряду с внимательным и, как будто, несколько напряженным взглядом персонажа, его поза способствует созданию образа живого человека, а не застывшего величественного памятника самому себе.

Идем дальше. Портрет неизвестного кадета Калишского кадетского корпуса, 1825 г.

-4

Униформа армии Царства Польского (Крулввства Конгрессова) 1815-31 гг. в нашей стране известна не очень хорошо, поэтому интересно было наткнуться на столь замечательный, хотя бы с точки зрения отображения деталей, портрет польского кадета соответствующего периода. Обращают на себя внимание «национальные элементы» при мундире в целом российской стилистики – белый одноглавый орел на киверном гербе, желтый прикладной цвет, серебряный приборный металл и переплетение белых и красных нитей на ракетках и кистях этишкета.

Портрет герцога Пауля Вильгельма Вюртембергского работы Ф.С. Штирнбранда

-5

Портрет интересен не только как явное свидетельство наличия у вюртембергского правящего дома возможностей для обильного питания, но и занятными эполетами. С одной стороны их металлические «полулуния» свидетельствуют о следовании прусским образцам. С другой, манера их ношения, то, как они выступают далеко за край плеча – это явное французское влияние. Интересный пример попытки «усидеть сразу на двух культурно-эстетических стульях»

Венгерский аристократ Дьердь Андраши, запечатленный К. фон Залесом в 1820 г.

-6

Интереснейший и редко попадающийся на глаза в наших краях пример сочетания в рамках одного мундирного/костюмного комплекта традиционного гусарского шитья и шитья по борту, характерного для статских/придворных мундиров. Такой гибрид, видимо, мог существовать только в Венгрии, где статские и придворные чины носили мундир в национальном стиле (всем остальным миром перенятый в качестве гусарской униформы) со всеми положенными ему шнурами и с добавлением шитья, положенного ведомству/службе. И, нужно сказать, выглядит это красиво!

Портрет полковника графа Гуго фон Менсдорфа-Пули, командира австрийского 4-го кирасирского полка, 1848 г.

-7

Хорошо видна «стрела» желтого металла – украшение нагрудных пластин офицерских кирас австрийских кирасир. Когда-то подобные украшения были широко распространены на кирасах офицеров и военачальников во многих европейских странах, но потом везде исчезли, а в Австрии сохранились. Кроме того, обратите внимание на орденскую звезду на кирасе. В комментариях на данном канале регулярно всплывает вопрос – действительно ли на кирасах носились орденские знаки и звезды и как же они крепились? Как видим, на первый вопрос можно ответить утвердительно. Что касается второго – видимо, в большинстве случаев приклепывались насквозь, а заклепка с внутренней стороны прикрывалась подкладкой кирасы.

И напоследок – еще один австрийский кирасир. Иосиф Франц Карл фон Лобковиц в мундире того же 4-го кирасирского полка, изображенный Ф. Шротцбергом около 1865 г.

-8

Опять латунная нагрудная стрела, опять звезды, приклепанные к кирасе. И хорошо видно (на правом плече), что австрийские кирасы состояли только из одной, нагрудной пластины.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.