- А зачем вы пациента к урологу отвели? У вас с ним разве есть общие болезни? - спрашивает меня шепотом постовая медсестра. Ей вроде и неловко, но жуть как интересно.
Общие болезни у нас, разумеется есть - хламидиоз, к примеру. Но отправленный мною к урологу мужчина был вполне добропорядочным. Записался ко мне заранее, на осмотр глазного дна. А в ночь перед приёмом случился приступ, очень похожий на почечную колику. Вот и отвела болезного сразу к профильному специалисту, чтобы помощь оказали поскорее.
Этот "почечный" пациент попал ко мне случайно. Но порой офтальмолог выявляет болезни почек раньше других врачей. Тагир, не старый еще мужчина, обратился ко мне с резкой потерей зрения. Уже несколько месяцев он чувствовал тошноту, худел - пришлось оставить работу из-за постоянной слабости.
Но к врачам не обращался. Почему - не рассказывал. Может - боялся неизлечимых диагнозов, а может быть "лечился" излюбленным русским способом. Вот только внезапная слепота заставила его засобираться к офтальмологу.
На глазном дне было всё - отек, кровоизлияния, "ватные очаги".
Заподозрила сахарный диабет - он дает схожую картину на глазном дне и общие симптомы. Направила срочно сдавать анализы - вот только диагноз мой они не подтвердили. Зато выявили выраженную почечную недостаточность. Но за результатами мужчина вовремя не явился. А по указанному в карте номеру телефона ответил сын. Пришлось, ограничиться просьбой как можно скорее доставить родителя к врачу. Однако больше я этого пациента не видела.
Привести на прием к офтальмологу могут не только сами болезни почек, но и побочное действие лекарств от этих недугов. Вадим, обстоятельный 40-летний мужчина, пару месяцев назад обнаружил неровное полупрозрачное пятно перед правым глазом. Заметнее оно становилось, если смотрел через узкое отверстие - например, когда настраивал для детишек игрушечный микроскоп.
Обратился по привычке в оптику - думал, что поцарапалось покрытие на очках. Однако оптометрист хорошего зрения ни с одной линзой не добился, поэтому отправил к офтальмологу - обследоваться дальше.
Почку мужчине пересадили еще в 2018г. Пациенты с трансплантатом получают пожизненную иммуносупрессивную терапию: чтобы не произошло отторжение пересаженного органа, свой иммунитет надо "гасить". Вот и Вадим ежедневно принимает метипред и такролимус. Оба препарата способны вызвать катаракту, что у нашего пациента и случилось, к сожалению.
При типичной возрастной катаракте проблем обычно не возникает: прооперировал и забыл. Но человек с пересаженной почкой - пациент особый. Планируя хирургию, мы с Вадимом старались учесть множество нюансов:
- иммунитет искусственно снижен - особые требования к асептике и послеоперационному ведению;
- прием препаратов может сказаться и на скорости заживления;
- оперироваться важно в сезон минимальной вирусной нагрузки - мы с Вадимом сошлись на зимних морозах;
- денег на платную операцию нет, нужно уже сейчас записываться на очередь, чтобы получить квоту в государственной клинике как раз к нужному времени;
- несмотря на небольшие пока изменения далеко откладывать хирургическое лечение не стоит: донорская почка тоже может отказать. Тогда придется вернуться к диализу - а выбраться с него на операцию уже сложнее.
Люблю свою работу именно за это: с каждым пациентом изучаю что-нибудь новое из смежных областей медицины. До встречи с Вадимом даже не представляла, как живется пациентам с почечной недостаточность. А вот моя коллега об этом не только много знает, но и рассказывать о своем огромном опыте умеет. Загляните в ее Записки страшной медсестры - там очень интересно!
А мы с вами скоро встретимся, чтобы разгадать очередную глазную тайну. Не переключайтесь!