Обман — неизбежное явление при социальном взаимодействии. Мы обходим стороной болезненные для другого человека темы, стремимся не обидеть или не нагрузить собственными проблемами, а также получить сиюминутную выгоду. Но если ложь не является инструментом для цивилизованного общения и не приносит объективной пользы, то считается патологической. Такой синдром сложно распознать сразу, ведь «профессиональный обманщик» всегда выглядит искренним и уверенным в собственной правоте. Но есть несколько характерных для патологических лжецов симптомов, выявленных психологами.
Почему человек врёт
Если обман не связан с объективными причинами или банальной вежливостью, то может служить маркером психического расстройства:
- шизофрении;
- умственной отсталости;
- органических заболеваний головного мозга;
- деградации при алкоголизме или наркомании др.
Обычно такого патологического лжеца легко распознать по нелогичности рассказа, наличию деталей, которые не могли происходить на самом деле, внутренних противоречий. Присутствуют и другие симптомы: темп речи, избыточность или скудность мимики, строение лица.
В остальных случаях ложь является не болезнью, а особенностью структуры личности, удобной стратегией поведения. В норме период мифического мышления завершается после 5 лет, когда ребёнок получает от взрослых отрицательное подкрепление обмана и понимает, что фантазию необходимо укрощать или контролировать, направляя в творчество, игры.
То есть, здоровый человек понимает, что враньё — проявление слабости, чреватое ухудшением отношений и ущербом для репутации, когда тайное станет явным. Если избежать лжи невозможно, а обман объясняется нежеланием причинить боль, то возникает смущение, неловкость. Например, чтобы не спровоцировать обиду подруги, человек может соврать, что не придёт на запланированную встречу из-за болезни, хотя на самом деле собирается пригласить в гости знакомых, которым давно обещал провести время вместе. Но такая ситуация вызовет сильный дискомфорт, желание чем-то компенсировать отказ от встречи, а также внутренние обещания не поступать так впредь.
У патологического лжеца неправда — не отступление от моральных ориентиров, а норма поведения, связанная с несколькими причинами, а также имеющая набор симптомов.
Низкая самооценка
Выдумки часто создают определённый образ человека. Как ребёнок сочиняет, что дома есть миллион новых кукол, так обманщик увлечённо рассказывает о достижениях, пережитых приключениях, череде поклонников.
Враньё заставляет быть человека скрытным, а иначе окружающие поймут, что у патологического лжеца, как у Карлсона, вместо сотен картин и паровых машин в домике на крыше — только изображение одинокого петуха на стене. Поэтому на уточняющие вопросы после детального и красочного описания каких-то событий или вещей человек внезапно грубо заявляет о личных границах, закрывается, отдаляется.
Особенности воспитания
Нередко именно родители становятся причиной развития патологической лжи. Это происходит, когда взрослые:
- поощряют ложь или обучают ребёнка говорить неправду;
- запугивают, часто наказывают.
В первом случае человек с детства получает положительную обратную связь, когда родственники смеются над фантазиями или даже хвалят, либо сразу проявляют внимание, начинают заботиться. Также взрослые могут использовать приёмы «не говори папе о порванной куртке», «давай не скажем маме о двойке». То есть, у ребёнка формируется ощущение, что неправда — это удобно, безопасно, выгодно.
Во втором случае ложь становится защитным механизмом. Строгий родитель в ответ на правду «я не сделал письменную работу, потому что ленился», ругает школьника, применяет различные санкции, наказания. Но если ребёнок врёт, что заболел или педагог разрешил выучить уроки устно, мать или отец сразу принимает сторону своего чада. Детский мозг по-своему интерпретирует происходящее, поэтому делает выводы, что окружающие не способны на безусловную любовь, но хорошего отношения легко добиться ложью.
Самооправдание
От алкоголиков или наркоманов часто можно услышать истории о предшествующем успехе, коварных предателях, череде ужасных событий и возникшей зависимости. Логичность повествования, эмоциональность лжеца часто заставляют поверить, что сказанное — правда. И лишь случайные факты обнаруживают, что аддикт никогда не был успешным бизнесменом, родственники не отнимали жильё, супруги не предавали, а дети не бросали.
Личностные нарушения
Между болезнью и нормой в психиатрии находится понятие пограничного расстройства, когда определённые черты характера обостряются и мешают социальному взаимодействию. Хронические вруны нередко встречаются среди «нарциссов» и людей с обсессивно-компульсивным расстройством.
Быстрый тест на обман
Универсального способа легко раскрыть нечестность собеседника не существует. При патологическом вранье у человека нет повода лгать, а рассказ украшен множеством фактов, объяснений, подробностей.
Обычно обман сопровождается несколькими реакциями:
- вина — взгляд вниз, опущенные плечи;
- страх — расширение зрачков, застывшая «маска» на лице;
- смущение — попытка закрыться руками, частое моргание, неловкая улыбка.
Но патологический лжец не выдаёт такой реакции, а врёт спокойно, прямо глядя в глаза, расслабленно. Уличив человека в обмане, собеседник сталкивается с агрессией, намерением отстаивать свою честность. Нередко врун сам верит в собственные фантазии, поэтому не испытывает никакого стыда.
Для выявления проблемы нет простого теста на патологического лжеца, а для искоренения склонности к обману недостаточно попросить человека не врать. Помочь может только психотерапия, устраняющая изменения на уровне префронтальной коры мозга, обучающая новым паттернам поведения.
Узнать о способах коррекции личности при склонности к обману можно на консультации в нашей клинике.