Не секрет, что проводить Олимпийские игры – удовольствие недешевое: когда Греция, родина Олимпиады, принимала летние игры в 2004 году, они стали для страны непростым испытанием на финансовую прочность, которую она едва выдержала (Греции пришлось отказаться от запланированного сокращения налогов, а ее бюджетный дефицит превысил рекордную на тот момент отметку).
Двадцать лет спустя, в июле-августе 2024 года, хозяйкой летних Олимпийских игр станет Франция. Их бюджет составит 4,4 млрд евро. Впрочем, парижский Центр изучения спортивной экономики и права (CDES) по заказу оргкомитета Игр уже подсчитал, что летняя Олимпиада 2024 года в Париже будет иметь долгосрочные позитивные экономические последствия для Франции, размер которых оценивается примерно в 11,2 млрд евро. По оценкам экспертов, сама организация спортивного события, строительство олимпийских объектов, прибыль от туризма – все это позволит летней Олимпиаде-2024 окупиться более чем в два раза.
Олимпийские игры сулят принимающей стороне, ее спонсорам и рекламодателям огромные репутационные выгоды в виде популяризации самобытной национальной культуры и повышения узнаваемости брендов. При грамотном планировании возникает множество финансовых и экономических преимуществ в виде создания рабочих мест и развития всех вовлеченных в Олимпиаду секторов экономики: от гостиничного и ресторанного бизнеса до транспортной и энергетической отраслей. Именно в указанных секторах мы и предлагаем поискать основных бенефициаров предстоящего спортивного мероприятия.
Спонсорская программа Международного олимпийского комитета (МОК) развивается уже более 120 лет и имеет довольно сложную структуру. После того как в 1896 году в Афинах прошли первые Олимпийские игры современности, их рекламные возможности стали очевидны довольно быстро. Постепенно сложилась разветвленная система глобальных и национальных спонсоров, которые помогали принимающей стране нести расходы на организацию соревнований и одновременно получали собственные выгоды за счет коммерциализации Олимпиады.
На сегодняшний день можно выделить 14 ключевых глобальных спонсора, которые финансируют Олимпиаду и одновременно продвигают собственные бренды. Они являются участниками разработанной МОК программы TOP (The Olympic Partner), которая представляет собой высшую категорию спонсорства Олимпийского движения и детально регламентирует отношения между организаторами соревнований, принимающей стороной и компаниями. На данный момент участие в одном цикле Олимпийских игр (т.е. и в летней, и в зимней Олимпиаде) спонсору обходится примерно в $300 млн. TOP-партнеры предоставляют организаторам свою продукцию, технологии и услуги, а в обмен получают эксклюзивные маркетинговые права (например, право использовать олимпийскую символику в оформлении своей продукции и рекламе).
Состав TOP-группы меняется мало: она включает в себя таких всемирно известных гигантов, как Samsung (предоставляет организаторам и официальным лицам игр телефоны), Visa (является эксклюзивным партнером в области платежных решений), Procter&Gamble (предлагает свою продукцию из сегмента бытовой химии и товаров личной гигиены). Также в числе легендарных партнеров олимпийского движения – Omega (официальный хронометрист соревнований с 1932 года) и Panasonic (поставщик и оператор оборудования). Относительно недавно новые договоры (сроком действия до 2028 года) МОК подписал с группой компаний Airbnb и немецким страховым гигантом Allianz.
Дольше всех – с 1928 года – Олимпийские игры поддерживает Coca‑Cola, американский производитель концентратов, сиропов и безалкогольных напитков. В июне 2019 года компания объявила о продлении спонсорского соглашения еще на 12 лет. Таким образом, ее участие в олимпийском движении будет охватывать беспрецедентные 104 года.
Именно благодаря программе TOP МОК сумел коммерциализировать олимпийское движение и добиться их процветания. Эта программа предоставляет ведущим компаниям мира высший спонсорский статус, который позволяет связать свой бренд с брендом Олимпиады и получить уникальные возможности для развития бизнеса.
Ценные бумаги, эмитируемые большинством упомянутых выше компаний, являются объектами долгосрочных вложений и идеально подойдут для консервативного инвестора, который ориентируется на фундаментальную ценность активов.