Найти в Дзене
Василисины размышления

Нам хватает нелегких своих разлук на своей Земле...

Знаете, иногда очень хочется вернуться к юному восприятию книг. Когда мозг еще не был набит информацией, и при чтении любого текста из памяти не начинали выпухать узнавания, сравнения, обрывки стандартных сюжетов и знакомых фраз. Когда вольная или невольная аналитика не замутняла свежесть восприятия. Зато сознание тогда ухитрялось как-то отшелушивать воспитательные пассажи и проникаться самым важным, самым главным, ради чего эта словесная игра и затевалась.

Недавно по случаю вспомнилась любимая в ранней юности фантастическая повесть. Ольга Ларионова, "Вахта "Арамиса". Удивительно, но я даже отыскала дома сборник фантастики, в котором она была напечатана.

Картинка из сети, но мой томик точно такой же степени потертости и зачитанности.
Картинка из сети, но мой томик точно такой же степени потертости и зачитанности.

Перечитала. Ах, не то, не то! Конечно, когда тебе за пятьдесят, уже трудно вдохновиться девичьими грезами, даже в виде изысканной цитаты из Тагора:

"Но юный принц мимо нашего дома промчался, и драгоценный камень с груди своей я бросила ему под ноги"

И вся обязательная советская пропаганда в ее классических дубоватых оборотах уже не проскакивает бегло, а раздражает. И конструкты дивного будущего временами кажутся неуклюжими. Но все-таки...

Все-таки в этой повести есть что-то настоящее. То настоящее, которое не дает книге окончательно устареть и превратиться просто в типичный образчик научной фантастики 1960-х.

Примерно конец XXI века. Полеты в дальний космос пока еще редки и опасны, но Солнечную систему человечество освоило. Вокруг Земли выстроена инфраструктура для космического транспорта, в том числе сеть таможенно-карантинных постов.

«Атос», самый малый из этой группы спутников, принимал пассажирские ракеты, «Портос» — грузовики, «Арамис» же, как наиболее оснащенная станция, был универсальным и поэтому контролировал нетиповые, очень устарелые или, наоборот, совершенно новые грузо-пассажирские и исследовательские корабли.

Экипаж "Арамиса" - тоже в своем роде три мушкетера. Начальник станции Ираида Васильевна - суховатая, правильная, замкнувшая внутри себя свою боль. Утонченная красавица Ада, таможенный инспектор. Бортинженер Симона, очень крупная, шумная и не всегда тактичная. В качестве условного д'Артаньяна - стюардесса Паола, безнадежно влюбленная в капитана рейсовой "Бригантины", прибывшей на контроль.

Паола - негритянка. Только в повести еще и дурнушка.
Паола - негритянка. Только в повести еще и дурнушка.

Вроде бы история детективная. Таможенники подозревают на "Бригантине" контрабанду и практически без доказательств, на чуйке ее находят. Причем более страшную, чем ожидали. Контрабандисты пытаются всячески противостоять поимке, втемную используя Паолу с ее безоглядной любовью. Но уйти от возмездия им не удается, зло наказано, наши победили. Хотя не без жертв.

Однако даже в неопытной юности я чувствовала - эта история не про приключения. Не про хороших коммунистов и плохих капиталистов. Не про скромный героизм на рабочем месте. И даже не про безнадежную любовь.

Эта история - о хрупкости человеческой судьбы. О непрочности счастья. О зависимости от случайностей. О том, что жернова истории, или высшие интересы общества, или Большой Куш сотрут человеческую песчинку и не заметят.

Именно поэтому нужно быть бережнее друг к другу. Ценить любые проявления человеческой теплоты, нежности, доверия. Не стесняться дарить любовь детям, не прятать ее за воспитательными беседами. Не откладывать на потом важные слова и признания. Может быть, и впрямь нужно не раздумывая бросать возлюбленным драгоценные камни с груди своей? Ведь завтра... завтра может и не оказаться. Вне зависимости, колесницы мчатся вокруг или космические корабли.

Пусть другие целуют своих подруг,

Унося тоску о земном тепле,

Нам хватит нелегких своих разлук

На своей Земле, на своей Земле.

--------------------------------------

Стихи
4901 интересуется