Найти тему
Василисины размышления

Когда надежды переходят в опасения (НФ от рождения до заката - 3)

Продолжаем разговор о жизненном пути научной фантастики. Жанра, который за короткое время родился, пережил стремительный взлет, а затем постепенно сошел на нет.

В первой части мы рассуждали о причинах появления научной фантастики и весьма неожиданных предвестниках жанра. Во второй вспомнили основные черты, присущие классической НФ времен ее становления.

Третья часть посвящена эволюции жанра, причинам, обусловивший и ее пышный расцвет, и весьма стремительный закат.

Написана статья в основном постоянным читателем канала с ником Иван Иванов. Рассуждения Ивана настолько хороши и настолько совпадают с моими, что я переношу их из комментариев на всеобщее обозрение (текст курсивом), немного дополняя своими. Все-таки вокруг канала собрались замечательные люди! Спасибо!

--------------------------------------------------------

В период с середины 19 века по середину 20 века (с 1830-х до 1960-х примерно) технологический романтизм имел вполне объективную основу.

Дело в том, что как раз в это время в передовых странах довольно быстро росла производительность труда. (Строго говоря, первым взлетом производительности труда была технологическая революция в сельском хозяйстве 18-19 веков, которую у нас по недоразумению именуют "сгоном крестьян с земли". Но она всё же растянулась на десятилетия (1720-е - 70-е примерно), т.е. ТЕМП роста производительности был невелик)

В результате общественный "пирог" тоже увеличивался, т.е. экономический рост в эти времена был этаким "приливом, поднимающим все лодки", как это принято назвать в английском.

В разных странах пик этого прилива, и, соответственно, интерес к его отражению научной фантастике, приходился на разные годы. Если в Англии и Франции это был в основном век 19-й, то в России он больше ассоциируется с советской индустриализацией (темпы роста тогда действительно были невероятные). Поэтому ранней российско-советской НФ присуща особая идеологическая окраска , резко противопоставляющая ужасы капиталистического мира, где человек задавлен властью машин, и блестящие перспективы союза человека и техники при социализме.

Впрочем, иной раз идеологические дополнения вносились в книги в последующих редакциях. Так, А.К.Толстой здорово переработал "Аэлиту" и "Гиперболоид инженера Гарина" в 1930-х годах. Тем не менее, для "Гиперболоида" он основательно изучил оптику, молекулярную физику, геологию (сохранились дневниковые записи) и вполне корректно донес эти сведения до читателей.

Схема устройства - не иллюстрация, она входит в текст книги
Схема устройства - не иллюстрация, она входит в текст книги

Второй "прилив" науки и техники, сопровождающийся взлетом экономики и научной фантастики в ее классической форме (когда все описываемые технические моменты не выдуманы автором, а являют собой качественный науч-просвет) пришелся на 1960-е.

Мир воспрял после страшных войн, наступила относительная стабильность и благополучие. Очевидно, что быстрому восстановлению как хозяйства, так и населения человечество обязано научно-техническому прогрессу. Благодаря лекарствам послевоенный беби-бум не сопровождался масштабной детской смертностью; производительность труда была велика благодаря технологиям; качество новой жизни очевидно превосходило довоенное.

А вот начиная с энергетического кризиса 1973-75 гг. наступил период productivity slowdown - замедления темпов роста производительности. В 1990е - первой половине 2000-х рост было вновь ускорился, но Великая Рецессия 2007-9 гг. его затормозила почти что до 0. И вот с этого момента плодами экономического роста пользовались уже далеко не все граждане, ибо реальный пирог увеличивался несильно.

Так уж совпало, случайно или нет, что как раз в это время человечество стало понемногу понимать оборотную сторону бурного прогресса предшествовавших полутора веков - доклад "Пределы роста" Форрестера и Мидоуза появился аккурат в 1972 году.

Тут же подоспели скандалы с ДДТ, талидомидом, что впервые породило заботу об экологии.

Памятник жертвам талидомида (успокоительного препарата, вызывающего уродства плода) в Германии. Препарат продавался в 40 странах под более чем 30 торговыми названиями
Памятник жертвам талидомида (успокоительного препарата, вызывающего уродства плода) в Германии. Препарат продавался в 40 странах под более чем 30 торговыми названиями

Тут и рассыпалась наивная, но в чем-то симпатичная вера в "вертикальный прогресс", которую мы видим от Жюль Верна (а может быть и вообще от французских просветителей) до ранних Стругацких.

Эти последние, правда, "начали что-то подозревать" уже в конце 1960-х (Улитка на склоне, Гадкие лебеди, Сказка о тройке), а "Хищные вещи века" - это вообще 1964 год. "Хищные вещи века", одна из немногих вещей Стругацких, в которых я не разочаровался и по сей день. Но лучше всего конец эры "вертикального прогресса" передает "За миллиард лет до конца света", да и "Волны гасят ветер" в этом смысле тоже неплохая вещь.

Конечно, "Безмолвная весна Рейчел Карсон" была пораньше, но всё же на уровне власть предержащих повлияли скорее Пределы роста.

Но вот с начала 70-х уже в целом стало понятно, что "вертикальный прогресс" закончился и наступает некая совсем другая история.

Помимо замедления темпов роста и накопления негативных последствий НТП многих писателей и вообще мыслящих людей стал занимать совершенно новый в человеческой истории вопрос: а чем в массе займутся люди, когда базовые проблемы ВСЕХ окажутся решены? Все сыты, одеты, имеют крышу над головой, находятся более-менее в безопасности, спокойны за будущее детей... И что дальше?

Если раньше у большинства физическая и психическая энергия расходовалась на решение насущных проблем, то куда ее направлять теперь? На творчество? - а не будет ли оно избыточным и разрушительным в своей массовости? Эксперименты хиппи отнюдь не вдохновляли. Ее можно "отключить"? Найти принципиально новое применение? Или единственный путь человечества - бесконечная экспансия, а без нее наше будущее - "Вселенная 25"?

Эксперимент "Вселенная 25" (или "мышиный рай") был проведен в 1968 году и продемонстрировал деградацию популяции при невозможности экстенсивного развития
Эксперимент "Вселенная 25" (или "мышиный рай") был проведен в 1968 году и продемонстрировал деградацию популяции при невозможности экстенсивного развития

Именно на этой волне где-то с 1970-х меняется вообще все искусство. Мы уже обсуждали на примере кино (ссылки в конце), как солнечные 60-е сменились трезвыми 70-ми, "всепропальными" 80-ми, отмороженными 90-ми, потом сами себя испугались и постепенно дошли до выхолощенно-политкорректных 2010-х, а сейчас идет просто пережевывание старой жвачки.

Фантастика же именно в середине 1960-х массово перестает быть НАУЧНОЙ, т.е. уже не ставит целью познакомить читателя с новейшими открытиями. Писатели уже не тратят время на погружение в научные теории и не вкладывают в уста героев длинные лекции.

Теперь (или опять?) весь фантастический антураж - лишь способ моделирования социальной проблемы и путей ее решения (или демонстрации неразрешимых этических тупиков). Фантастика из научной становится социально-этической, часто принимая форму антиутопии. Хотя при этом иногда демонстрирует серьезные достижения именно в этике как науке. Только "три закона робототехники" чего стоят!

Тем не менее, помимо социально-экономических аспектов есть еще один, который внес существенный вклад в закат научной фантастики классического типа. О нем поговорим в следующий раз.

Чтобы не пропустить другие интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба.

Об искусстве разных лет: