Впервые вопрос о бесстыковом пути Российской Империи подняли на самом высшем уровне в 1896 году. Известный железнодорожникам инженер Стецевич Иосиф Рафаилович предложил интересную идею устройства пути.
Стецевич прекрасно знал, что сильнейшие температурные внутренние усилия в рельсах того времени будут их разрывать. Да и не было уверенности в надежном креплении рельса к шпале (дерево) под действием таких нагрузок. И он выдвинул идею о снижении этих усилий. Идея заключалась в том, чтобы дать рельсами больше свободы в естественном удлинении и укорочении.
Предлагалось укладывать путь с искривленными в плане рельсами. То есть волнообразно. Так могла бы появиться возможность регулировать удлинение рельса. Я нарисовал для вас схему. Обратите внимание, что волны (изгибы) дают возможность удлиниться или укоротиться рельсу.
Есть небольшая ассоциация с выбросом пути. Как мы говорили в этой статье, при выбросе пути (его искривлении) рельсы наконец-то удлиняются. А раз удлинились, значит они больше не подвержены большим внутренним усилиям.
Это интересное решение, но к сожалению, оно очень трудно реализуемо. На схеме я нарисовал сильно утрированно. Если сделать соответствующие расчеты, то искривление не будет так сильно бросаться в глаза. Однако содержать такой путь будет сложно. К тому же это дополнительные центробежные силы, появляющиеся на такой кривизне, величина которых пропорциональна квадрату скорости поезда.
Сегодня наши рельсы Р65 прекрасно справляются с большими температурными усилиями (напряжениями), ну почти. К сожалению, конструкция бесстыкового пути, несмотря на простоту расчета, требует постоянного контроля.