Мария чувствовала себя опустошенной. 29 июля 1919 года скончался от кишечного заболевания ее годовалый сын, а несколькими месяцами ранее она получила известие об убийстве своего отца и нескольких родственников.
После 1917 года жизнь Марии пошла под откос. Ее мало интересовала роскошь и богатая жизнь. Во время Первой мировой войны она поняла, что ее призвание быть сестрой милосердия — помогать людям и спасать жизни. Но, когда произошла революция, никто бы не позволил ей, члену императорской семьи, продолжать трудиться в госпитале.
Мария покинула стены медицинского учреждения и поселилась у отца в Царском селе. Там у нее начался роман с князем Сергеем Михайловичем Путятиным и в сентябре 1917 года они стали супругами. Летом 1918 года на свет появился их сын Роман, а через пару месяцев они бежали из страны, оставив малыша родителям мужа. Так было безопаснее.
1919 год принес Марии новую боль от утраты близких людей. Сперва пришла телеграмма о том, что ее отца больше нет, а следом отдал Господу душу ее маленький Рома, которого свекры все-таки вывезли из России, но увидеться с ним она так и не успела...
На некоторое время Мария с мужем нашли приют у королевы Румынии.
Мы переехали во дворец Котрочени в начале января 1919 года. - вспоминала Мария Павловна. - Нам отвели удобные и прекрасно декорированные апартаменты, и мы снова почувствовали себя приличными людьми.
Мария вместе с румынской королевой ездила по обнищавшим деревням. Они лично доставляли людям еду и одежду. Марии нравились эти поездки, она любила помогать другим людям. Однако она с супругом были в Румынии нежелательными гостями.
Когда я приехала в Румынию, я не сразу осознала, насколько мы, Романовы, нежелательны здесь. - писала Мария Павловна. - Связь с нами, а тем более поддержка компрометировали людей. Единственным исключением была королевская семья. Они не позволили мне даже заподозрить, что мое пребывание у них вызывало неудовольствие правительства.
Великий князь Дмитрий Павлович, брат Марии, обосновался в Лондоне и приглашал сестру с мужем перебраться к нему.
Были получены визы, и супруги отправились изучать Лондон. Город им понравился, они сняли уютную квартиру и планировали, что будут жить там вместе с сыном, но пришедшее письмо из Бухареста разрушило их идиллию. Свекровь писала, что Ромы больше нет.
Он отлично чувствовал себя, набирал вес и хорошо развивался, но в жаркую погоду у него расстроился животик. Поначалу ничего тревожного, но с каждым днем ему становилось все хуже, начались судороги, и он умер. Невозможно передать отчаяние его бабушки и деда
Летом и осенью 1919 года Мария не снимала траурный капор. Временно она оградилась от других людей и забыла о переезде, но осенью стало понятно, что нужно принимать окончательное решение. Денег было мало, и Мария договорилась с братом, что они съедутся вместе и объединят расходы.
В Лондоне Мария поняла, что их сбережений не хватит и нужно работать. Первое, что пришло ей в голову - продажа вязаных свитеров и платьев, которые были в ту пору в моде. Когда-то Марию обучали шить и вязать, и она решила вспомнить забытые навыки.
Первая вещь была из серии "блин комом", вторая показалась получше, но на продажу такое выставлять было неловко, и вещь ушла в гардероб Марии. А вот третье вязанное изделие оказалось столь хорошо, что его было не стыдно продать. Свою работу Мария продала хозяйке ближайшего магазина, которая дала ей за связанный свитер 21 шиллинг.
Мария Павловна вспоминала:
Я продолжала вязать свитеры и даже сделала несколько платьев. На свитер уходило 4—5 дней работы, на платье — 8—10, получала я за платье чуть больше двух фунтов. Вязала я все время. Встав еще засветло, работала до завтрака, брала вязание за стол и работала между блюдами, вязала в поезде и за чтением.
Занятие было кропотливое, а денег приносило очень мало, поэтому Мария сдалась и решила прекращать с вязанием, вместо него она переключилась на шитье. У нее оказались золотые ручки, и она создавала прекрасные платья и могла даже шить элегантное нижнее белье. Вот только в Лондоне с заказами было туго и Мария, с супругом и братом переехали в Париж.
Во Франции Мария нашла Сергею место в банке, а сама с головой погрузилась в шитье. Из Румынии к ним приехали родители мужа. Свекровь стала помощницей Марии по домашнему хозяйству и помогала ей в шитье.
В 1921 году Мария открыла ателье "Китмир". Ателье пользовалось популярностью и успех ее окрылял. Свои денежные дела она доверила супругу, но с горечью замечала, что из-за его неопытности и чрезмерной отзывчивости они все время уходят в минус. Вокруг Сергея крутилось много проходимцев, втягивавших его в сомнительные дела, он вкладывал деньги, и постоянно оказывалось, что зря. Мария, крутясь, как белка в колесе злилась на мужа, из-за которого они находились в безрадостном прозябании.
Работа отвлекала Марию, но зерна недовольства, посеянные в ее душе, расцвели буйным цветом. Она начала считать свой союз с мужем неравным. Оказалось, что они совершенно разные по характеру, а Мария была не из тех женщин, которые будут жить с мужчиной, с которым у нее разногласия. Ей хватило нескольких попыток, когда она старалась объяснить мужу, что ей не нравится, а он не понимал. Не любящая спорить Мария замолкала, но ее терпение было на исходе...
29 апреля 1923 года брак Марии с Путятиным распался. Больше она не выходила замуж. Он же в 1930 году обручился с американкой, а в январе 1931 года их обвенчали.
Мария Павловна стала заново выстраивать свою жизнь. В 1929 году она покинула Францию и перебралась в США. Она отправилась туда вслед за своим братом Дмитрием, женившимся на очаровательной Одри Эмери.
Несмотря на метания по странам, Мария Павловна до конца своих дней вспоминала Россию:
Я давно оставила Россию, но сердцем оставалась с ней, ее судьба не шла у меня из головы... Сколь бы мучительный путь ни проходила Россия, она всегда останется на карте мира. Наш долг, долг русских людей, отбросить личные счеты, оставить пустые надежды и ждать, когда наша Родина выйдет из испытаний.
Прожив 12 лет в США, Мария Павловна перебралась в Аргентину. Там она зарабатывала на жизнь тем, что занималась фотографией и рисованием. Кроме того, она написала свои бесценные мемуары.
Когда закончилась Вторая мировая война, Мария Павловна вернулась в Европу. Она часто навещала сына от первого брака (они наладили отношения) в принадлежавшем ему имении на острове Майнау в Боденском озере.
Марии Павловны не стало 13 декабря 1958 года. Она скончалась от пневмонии. На момент смерти ей было 68 лет.
Это была последняя статья из цикла материалов про Марию Павловну. Начало в публикации "Великая княжна Мария Павловна. Детство в семье дяди и тети":
Благодарю, что дочитали. Ваши лайки помогают развитию канала