Сравнительно недавно на «грибном» канале («Книга грибов») вышел небольшой материал, посвящённый Рейнутрии, известной также, как Горец или Гречиха сахалинская.
Автор задаётся вопросом о том, насколько вредоносны инвазивные виды, по той или иной причине интродуцированные человеком. В принципе, его отношение к ситуации правильное, но я хочу, как биолог, добавить свои «две копейки».
Безусловно, рейнутрия – не борщевик, хотя и способна вытеснять его при совместном произрастании. Она, по крайней мере, не вызывает ожогов. Но сам факт наличия инвазивного вида плох не ожогами, а тем, что меняет растительное сообщество, и меняет принципиально.
Как правило, инвазивный вид, будь то рейнутрия, борщевик или, например, люпин, - меняет естественное растительное сообщество, вытесняя не один вид, а сразу много. Мы все видели, как выглядит луг, заросший борщевиком или люпином. Там больше нет всяких ромашек-колокольчиков, тысячелистника и прочего – всё замещено одним видом, однородным массивом.
Беда в том, что при этом происходит то, что называется «разрыв сети» - ко всем вытесненным цветочкам в природе привязаны насекомые, питающиеся их листьями и опыляющие их цветы, птицы, которые гнездятся в траве и ловят насекомых, зверушки, поедающие корни и семена – эту сеть можно тянуть далеко.
Что именно исчезнет под влиянием интродуцента – предсказать сложно. Какие-то виды приспособятся к новым условиям. Какие-то нет, даже просто вымрут. Таким образом, природа обеднеет. Да, со временем она «переварит» любого новичка. Природе наплевать на цену всего этого, но, хочется верить, что не наплевать – нам. И не надо плодить «мичуринскую» дурость с акклиматизацией всего подряд.