Женщина только после семидесяти лет узнала, что покоем называется, а до этого времени работала.
Двое детей – мальчик и девочка. Муж дома не бывал. Договорится и уедет куда-нибудь на стройку, чтобы зарабатывать. Сдадут объект, поживет дома некоторое время и снова в путь.
Его жена работала и детей воспитывала, все домашние дела тащила. Дочь выросла и покинула родное гнездо. Уехала с мужем далеко-далеко. Он военный – переезжали с места на место.
Сын после армии женился. Молодые умудрились купить небольшую квартиру. Можно было там жить, пока не родились дети. Сначала один, затем другой.
Деньги копили на другое жилье, но дело шло медленно. И тогда сын предложил матери съехаться.
Подумала женщина и согласилась. К тому времени одна осталась. Ушел в мир иной трудолюбивый муж: тяжелая работа сделала свое черное дело.
С невесткой ладили – ни ссор, ни обид. Может, потому, что свекровь была как домработница? Вышла на пенсию, и стала хозяйством заниматься.
Родители спокойно на работу уходили, а она отводила детей сначала в садик, а потом в школу.
В тихой квартире, пока никого нет, прибиралась и готовила обеды. И ужины тоже нужны: вернутся сын с женой, поесть надо.
От кухни отдыхала в выходные дни, так и говорила в шутку: «У меня воскресенье».
Не надо ни готовить, ни детей из школы забирать. Можно тихо прогуляться или отдохнуть в сквере.
В выходные дни невестка готовила и семью кормила.
Подросли дети, и у бабушки обязанностей прибавилось: отводить в спортивные секции. Двое мальчиков спортом увлекались.
То есть получилось: школа и спортивные секции. А еще – постирать, в квартире прибраться и приготовить обед и ужин. Ну, и магазины никто не отменял.
Вроде купят в субботу на рынке всего-всего, но получалось так, что с четверга нужно снова за продуктами шагать.
Ни минутки не посидеть, тем более – не полежать.
Казалось бы, что дел не так много, но они почему-то заполняли весь день. Вернутся ребята с работы, поест семья, и невестка начинает посуду мыть. Тогда начинается у свекрови свобода – можно телевизор посмотреть в своей комнате, а потом – спать.
И это было как будто само собой. Привыкли сын с женой, что все под контролем – не надо беспокоиться. Дети ходят в чистом, накормлены, даже за успеваемостью бабушка следила. Все ли домашние задания правильно сделаны? Даже на родительские собрания ходила.
Позавтракают и уйдут. А бабушка – посуду мыть, прибираться и все прочее.
Казалось молодым, что так и должно быть: она же на пенсии, нечем заниматься, пусть все и делает.
А она не сердилась, не обижалась: для своих же старалась.
Никто никогда доброго слова не сказал. И не благодарил. Только раз, когда новый год встречали, сказала невестка: «За тебя, за то, что нам помогаешь. Что бы мы без тебя делали»? И подняла бокал.
Выросли парни, окрепли, и обязанностей стало меньше: не требуется в школу отводить и в спортивные секции отвозить. Зато готовить надо больше. У парней хороший аппетит. Пятилитровая кастрюля с супом за один раз. А одним супом не обойдешься.
Сын купил участок недалеко от города и начал с сыновьями строить дом. Отлично получилось, даже украсили со стороны улицы красивой деревянной резьбой – настоящий теремок.
А бабушке за семьдесят. Внуки выучились – кто куда. И вот тогда-то покой пришел.
Отвезли бабушку в теремок с газовым отоплением, и осталась она одна.
В первый день тишину слушала, утром долго чай пила и смотрела из окна. Потом прогулялась по участку, вышла за ворота, в поле сходила, сама себе сказала: «Вот я и на пенсии».
И почувствовала, как живительной влагой разливается по телу покой.
Слушай тишину, женщина в годах, заслужила ты.