Найти тему

Восстановлению подлежит! Что делать с потерянным учетом

Оглавление

В жизни любой компании может настать момент, когда руководитель (не без ужаса) осознает, что в бухгалтерии проблемы. А если еще предстоит проверка, ситуация может стать поистине катастрофической. Выход один - грамотное и профессиональное восстановление бухгалтерского учета.

Как понять, что требуется восстановление учета

  • если у вас под рукой нет свежих и точных финансовых отчетов;
  • партнеры жалуются на постоянные ошибки в счетах и документах;
  • если у вас возникают регулярные проблемы с налоговыми проверками отчетов, или вы получаете штрафы;
  • баланс компании не сходится, или вы обнаруживаете существенные расхождения между данными бухгалтерии и реальностью;
  • банк отклоняет документы на кредитование по причине их несоответствия;
  • если вы ежеквартально подаете корректировочные отчеты по НДС и прибыли;
  • остатки товара на складах расходятся с данными бухгалтерского учета;
  • если у вас большая дебиторская и кредиторская задолженность;
  • сотрудники бухгалтерии сообщают о невозможности выполнения своих обязанностей из-за хаоса в бухгалтерии;
  • если у вас часто меняются бухгалтеры;
  • если ваш бухгалтер не может дать ответа на ваш, даже самый простой, запрос.

Почему так получилось

- по разным причинам бухгалтерский и налоговый учет в компании либо не велся совсем, либо велся ненадлежащим образом;

- бухгалтер компании оказался некомпетентен и не способен справиться с поставленными задачами;

- в ходе проверки были обнаружены расхождения данных бухгалтерской документации с реальной финансовой ситуацией;

- в ходе форс-мажора были утрачены первичные бухгалтерские документы и т.д. - причин может быть множество.

Например: В компанию пришел новый бухгалтер и обнаружил, что бухгалтерский учет требует восстановления. Предыдущий специалист имел низкую квалификацию. Отсутствие автоматизации рутинных операций привело к некорректному оформлению данных, а неграмотная работа с поставщиками - к потере документов и переплате налогов из-за неполного отражения входящего НДС и отсутствия документов для подтверждения расходов.

Восстановление учета позволит устранить имеющиеся нарушения и привести процессы и процедуры в соответствие с учетной политикой компании и действующим законодательством.

Стоит понимать, что восстановление учета необходимо не только для соблюдения требований действующего законодательства и избежания ареста счетов, но и для создания эффективной структуры учета для успешного функционирования и дальнейшего развития компании. Точные и оперативные сведения о финансах и результатах деятельности позволяют руководству принимать эффективные управленческие решения и планировать развитие компании. Кроме того, безупречная бухгалтерия важна для деловой репутации и позволяет рассчитывать на выгодные предложения от инвесторов или потенциальных партнеров.

Исправлять самим или искать помощь

Ошибочно думать, что новый бухгалтер сможет легко исправить ошибки, накопившиеся за долгое время. Новому специалисту потребуется немало времени, чтобы войти в курс всех дел, кроме того, ему необходимо заниматься текущей работой.

Одним из оптимальных вариантов может стать привлечение сторонних специалистов для восстановления учета. Оцените: возможно, потенциальные выгоды от приведения учета в порядок окажутся весомее затрат на восстановление учета.

Например: в компании оказалось выгоднее восстановить учет с привлечением сторонних специалистов за счет экономии на налогах с применением льгот, о которых не знал предыдущий бухгалтер.

Как происходит в реальности

Случай из практики: к нам обратился клиент, чей бизнес связан с импортом и продажей чая. По его мнению, бухгалтерия неправильно рассчитывает налог - сумма получается больше, чем он ожидал.

Проведенный нами первичный анализ бухгалтерской базы показал:

  1. неверно рассчитывается себестоимость товара;
  2. неверно учитываются курсовые разницы при закупке в валюте;
  3. не ведется запрос и контроль получения первичных документов по закупкам, что приводит к занижению расходов и завышению налогов.

Мы предложили клиенту два варианта восстановления бухгалтерского учета, выбрали оптимальный и обсудили поэтапный план, кто что делает и в какие сроки.

В итоге: в учете был наведен порядок, налоговая нагрузка существенно снизилась и стала соответствовать ожиданиям собственника. Теперь задача руководителя - выстроить работу бухгалтерии и “не запускать” бухгалтерский учет.

Лучше предупредить, чем лечить

Восстановление учета – во всех смыслах затратный процесс, требующий больших человеческих, временных и финансовых ресурсов. Проще предупредить ситуацию, чем разбираться с ее последствиями

- Выстраивайте работу бухгалтерии максимально эффективно: используйте автоматизацию процессов, переходите на электронный документооборот.

- Контролируйте работу бухгалтерии – привлекайте сторонних специалистов для регулярного экспресс-анализа, это сведет к минимуму риск возникновения проблем с бухгалтерией и необходимости восстановления учета!

Ещё больше интересных и полезных статей для предпринимателей и топ-менеджеров в нашем телеграм-канале Аудит А: для бизнеса

Если статья была полезна, ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на канал, чтобы видеть больше подобных публикаций ❤️

Прочтите другие статьи для предпринимателей от экспертов Аудит А