В мае были приняты очень важные поправки, которые затронули процедуру банкротства не только организаций, но и граждан. Благодаря этим изменениям к процедуре теперь могут привлечь еще супруга и родственников гражданина-должника.
В чем суть поправок?
Закон теперь наделяет супруга (бывшего супруга) должника статусом лица, участвующего в деле о банкротстве. Что это значит?
Это значит, что теперь второй супруг будет обладать определенным объемом прав, которые могут понадобиться ему для защиты своих интересов. В частности, супруг сможет обращаться в арбитражный суд, который рассматривает дело о банкротстве должника, с различными заявлениями и ходатайствами (например, попросить о назначении экспертизы или заявить возражения).
В отношении других родственников аналогичного указания в законе нет, но они все-таки тоже могут быть вовлечены в «банкротный» процесс. Например, если они вместе с должником владеют имуществом на праве долевой собственности или принадлежащее им имущество вернули в конкурсную массу в результате оспаривания сделки.
Кроме того, поправки изрядно расширяют полномочия арбитражного управляющего в части получения информации. В частности, финансовый управляющий теперь вправе самостоятельно запросить интересующую его информацию в отношении супруга (бывшего супруга) гражданина-должника. То есть, если раньше для получения сведений о зарегистрированной на супруга недвижимости и его счетах управляющему приходилось делать запрос через суд, то теперь такой необходимости нет. Он может запросить все эти сведения напрямую.
Поправки также дают управляющему возможность запросить сведения об иных родственниках (свойственниках) должника и их имуществе, но только через суд (абз. 6 ч. 7 ст. 213.9 Закона о банкротстве). Причем для этого не потребуется отдельного судебного заседания.
На практике управляющий довольно часто сталкивается с ситуацией, когда активы должника приходится искать у членов семьи или его родственников. Особенно, если кто-то из них «делит» с должником имущество, находящееся в совместной или долевой собственности. Однако до внесения поправок суды исходили из того, что подобные сведения могут запрашиваться исключительно через суд, если у управляющего есть серьезные сомнения в их добросовестности (см. определение ВС РФ № 305-ЭС22-9834 от 19.12.2022 по делу № А40-180412/2019).
Как быть супругу и родственникам?
Упрощение доступа к вышеуказанной информации, безусловно, несет в себе риски злоупотреблений и нарушений со стороны управляющих. Законодатель, по всей видимости, стремится в первую очередь разгрузить суды и упростить сам процесс получения информации о родственниках банкрота. А вот, кто будет отслеживать и пресекать эти попытки злоупотребления, в законе не уточняется. И если у родственников должника еще есть надежда, что суд будет контролировать этот процесс, то супругам здесь надеется не на что — об их счетах и активах управляющий узнает без ведома суда.
Супругам и родственникам в этой ситуации, видимо, придется самим отслеживать корректность и законность предоставления той или иной информации управляющему. А при выявлении каких-либо нарушений придется разрешать этот спор в суде.
С поправками можно ознакомиться здесь.
Подписывайтесь на наш канал и получайте еще больше полезных советов и информации для бизнеса.
Информацию об оказании услуг нашей юридической компанией вы можете получить на сайте:
– о банкротстве физических лиц,
– о банкротстве без субсидиарной ответственности,
– о представительстве в судах.