Стремительный силуэт с покатым задним стеклом, замок зажигания между сиденьями, салон словно кабина истребителя и турбина высокого давления под капотом. Современные "потребители автомобилей" о них даже не слышали, но настоящие водители еще помнят как в далеком Тролльхэттане делали славные автомобили Saab. О них и поговорим на примере невероятно харизматичного хэтчбэка 9-3 Viggen.
Сегодня Saab на дороге не встретишь. Их давно сдали по "программе утилизации" в обмен на новые "кредитоседаны", а хорошо сохранившиеся машины стоят по гаражам ценителей и изредка выгуливаются в хорошую погоду. Грустно, ведь всего 30 лет назад среди европейских производителей шведы были лидерами инжиниринга, местами опережая даже немцев! Именно шведы первыми запустили в производство по-настоящему массовый серийный автомобиль с наддувом Saab 99 Turbo, а в далеком 1983 внедрили 16-клапанные ГБЦ с двумя распредвалами. Были даже экспериментальные моторы с изменяемой степенью сжатия! Мощь конструкторской школы подчеркивал и "самолетный имидж" компании. Помните рекламные ролики "летайте самолетами Saab?"
Упомянутый 9-3 Viggen создавался в период "заката" марки, но все равно получился невероятно хорошим! В его внешности узнаваемые черты классического 99 Turbo подчеркнуты в меру агрессивным аэродинамическим обвесом, а салон дополнен стильными логотипами Viggen. Сиденья с фирменными высокими спинками, самолетный кокпит с россыпью аналоговых кнопок и фирменный режим "ночного полета" Night Mode (гасит всю иллюминацию кокпита кроме спидометра) создают особый "ламповый" уют.
За рулем 9-3 Viggen не стоит горячиться. Вроде на скромные 1400 кг приходятся 225 л.с. и 342 Н*м момента, которые выдает турбомотор объемом 2.3 л. Неплохой заряд даже сегодня! Но 9-3 Viggen это не "горячий хэтчбек" с комфортом табуретки, а быстрая и удобная машина для солидных людей. Она не удивит подхватом после турбоямы, как у моторов "спортивных рисовозок", зато впечатлит лавиной тяги и плато крутящего момента.
Турбина "раздувается" чуть выше холостых оборотов. Более того, у 9-3 Viggen реализован буст по передачам! На 1 и 2 давление наддува ограничено на уровне 0.9 бар. Так шины целее будут, сцепление походит дольше и водителю проще контролировать тягу. Полную мощность мотор выдает лишь на 3 передаче, при давлении наддува 1.4 бар. 9-3 Viggen едет по настоящему, лишь когда скорость приближается к 100 км/ч. Самолет!
Возможно сегодняшних "потребителей кредитомобилей" цифры мощности не впечатлят, на фоне каршеринговых Чанганов и Хавалов. Но так касатики, -камон! Давайте вспомним автопарк начала 2000-х! Заряженная "Восьмерка" на валах с "веберами" едущая низкие 9 секунд до 100 км/ч считалась ракетой, способной "наказывать" мощные иномарки. В те годы транспортный поток состоял из маломощных иномарок и поделок АвтоВАЗа. Представляете как на этом фоне воспринималась динамика Viggen с разгоном до 100 менее чем за 7 секунд? Быстрее ехали только многоцилиндровые немцы-пожиратели бензина и прочие "денежные пылесосы".
9-3 быстр, комфортен, лишнего не ест и не имеет имиджа "боевой машины вора". Когда Viggen начинает жить на высоких скоростях, его аэродинамический обвес работает в полную силу. Под стать и настройка подвески с рулевым управлением. Журналисты тех лет отмечали прекрасное сочетание спокойных, в меру острых реакций с хорошей плавностью хода и любили сравнивать его не с истребителем Saab 37 Viggen, в честь которого он получил свое имя, а с комфортным бизнес джетом. Это и есть философия Saab.
Не смотря комфорт, 9-3 оставался предельно честным аналоговым автомобилем. Про такие обычно ноют, что "жаль что их больше не делают", но не в этот раз. В современном автомобильном мире просто нет места таким ярким автомобилям как Сааб. Камеры контроля скорости на каждом столбе обесценивают его выдающиеся способности к "полетам", а экологическая повестка и тотальная гибридизация привела бы к появлению очередного недоразумения с передутыми тремя цилиндрами и балкой сзади. Хотите видеть таким Сааб? Спасибо, сегодня хватает позора от премиум-немцев с 1.4, полуторалитровой "турбо-Хонды" и прочих китайцев.
Знаю, что поклонникам марки такое слышать больно, но не смотря ни на что 9-3 Viggen навсегда вписал свое имя в зал славы вечных автомобильных ценностей. Помните как Saab хранил породу и свои ценности даже в период "GM-глобализации"? Сравните с тем что творят сегодня современные производители, потерявшие свое лицо? Нет, лучше этого не видеть и порадоваться, что Сааб ушел вовремя, так и не успев выпустить очередной двухтонный электромобиль или унылый гибрид. Спасибо, что живой!
P.S. Возможно поклонникам марки я не сказал ничего нового и разочаровал ценителей, не уделив внимания классическим моделям Saab. Всему свое время. Обязательно вспомним про 99 Turbo и 9000 cерию в следующих публикациях. Оставайтесь на канале!
Спасибо, что дочитали до конца! Если материал понравился - поддержите канал поставив лайк. Это важно для дальнейшего развития первого автомобильного канала Дзена. Буду рад, если выскажите свое мнение в комментариях. Возможно в материале упущены важные моменты - не стесняйтесь пишите, критикуйте. Каждый отзыв важен для автора.
По вопросам сотрудничества: pr.techman@yandex.ru
Рекомендую к прочтению:
#saab #9-3 viggen #saab 99 turbo #правильные автомобили #автомобили 90-х