Найти тему

Где же у рельса головка, где шейка и где подошва? Кстати, какую часть пробивает наш автомат?

Оглавление

Так вышло что цельный прокатный рельс условно разделяют на 3 части. У нас эти части называют еще со времен паровозов - головкой, шейкой и подошвой.

1 Головка рельса

Головка у рельса находится на самом верху и выглядит она как маленькая шапочка.

Головка рельса
Головка рельса

Головка немного скруглена и блестит, прям как гладко выбритая голова на солнце. Может быть поэтому эту часть назвали головкой?

Источник https://lumixograf.livejournal.com/746621.html?replyto=1367421
Источник https://lumixograf.livejournal.com/746621.html?replyto=1367421

Именно головка рельса принимает нагрузку от колесной пары и перераспределяет ее по всему рельсу.

Источник https://www.piqsels.com/ru/public-domain-photo-oshdd
Источник https://www.piqsels.com/ru/public-domain-photo-oshdd

Также в головке возникают большие контактные напряжения. Посмотрите на пару колесо-рельс, представленную ниже.

Контактные напряжения
Контактные напряжения

Контактные напряжения, собственно образуются в маленькой области контакта колеса и головки. Образуются в маленькой площади, именуемой пятном контакта. Причем контакта соприкосновения может быть сразу 2. Тогда такой контакт называется двухточечным. Ниже представлена схема. На средней схеме в красный кружочек должна быть заключена еще одна точка. Посмотрите на гребень колеса.

Одноточечный и двухточечный контакт. Скриншот из руководства программы "Универсальный механизм"
Одноточечный и двухточечный контакт. Скриншот из руководства программы "Универсальный механизм"

Также во время эксплуатации головка рельса истирается (изнашивается). Ниже представлен вертикальный и горизонтальный износ головки.

Вертикальный и горизонтальный износ
Вертикальный и горизонтальный износ

А когда одна грань головки уже довольно сильно износилась, то рельсы могут поменять местами как на приведенной ниже схеме.

Замена рабочей грани на нерабочую
Замена рабочей грани на нерабочую

В университете, кстати, мы вычисляли прочность рельса как раз из условия, что его головка износилась на 6 мм.

Отметка головки рельса является, наверное, самой распространенной информацией на железной дороге. Когда делают изыскательские работы, когда снимают железнодорожный путь, то обязательно снимают отметку головки рельса.

Чтобы запроектировать переезд, нужно знать отметку головки рельса. Чтобы запроектировать сливо-наливную эстакаду, нужно тоже знать отметку головки рельса. При проектировании капитального ремонта железной дороги всегда составляется продольный профиль по головке рельса.

2 Шейка рельса

Шейка у рельса такая тоненькая, но такая крепкая. Даже когда все трясется под проходящим поездом, она уверено стоит и не изгибается.

Шейка рельса
Шейка рельса

Долгое время в жизни я считал, что именно благодаря шейке рельс хорошо сопротивляется изгибу. Но я ошибался, даже несмотря на то, что хорошо умел решать задачи по сопромату. Я считал, что избавление от лишнего материала с боков, якобы, увеличивает сопротивление изгибу. Но нет.

Преувеличенный для наглядности изгиб рельса
Преувеличенный для наглядности изгиб рельса

Когда колесо давит на рельс, то он прогибается (изгибается). А под воздействием изгиба, самая верхняя часть головки сжимается больше всех, а самая нижняя часть подошвы наоборот, растягивается больше всех. И расчетная модель построена таким образом, что эти усилия связаны линейным законом. Смотри ниже на линейную зависимость, так называемую эпюру внутренних усилий.

Эпюра внутренних усилий в рельсе
Эпюра внутренних усилий в рельсе

То есть шейка частично сжимается и частично растягивается. При этом внутренние усилия уменьшаются по мере приближения к центру рельса.

Когда говорят о том, что, якобы, наш автомат «Калаш» пробивает рельсу, то имеется ввиду конечно пробитие шейки. Я посмотрел на форумах, чтобы убедиться в этом. Люди пишут, что пробивает далеко не всегда 😏. Такая вот рельсовая сталь.

Скриншот с сайта ВСП74
Скриншот с сайта ВСП74

Именно, кстати, в шейку вставляют болты, для создания рельсового стыкового скрепления. Просверливание отверстия, конечно, влечет за собой ослабление рельса. Но как мы убедились по линейной эпюре, это ослабление минимизировано.

3 Подошва рельса

Подошва это самая нижняя часть рельса. Благодаря большой площади опирания, рельс устойчиво стоит.

Подошва рельса
Подошва рельса

Подошва довольно толстая и массивная часть. Ее не просверливают, да и это нежелательно, ведь как мы видели по линейной эпюре, в подошве возникают максимальные растягивающие усилия.

Невредимая подошва зажимается в рельсовых скреплениях.

Источник https://stroiteh-msk.ru/obzory/podkladka-pod-betonnuyu-shpalu.html
Источник https://stroiteh-msk.ru/obzory/podkladka-pod-betonnuyu-shpalu.html

Кстати, чтобы смягчить воздействие трения металл-металл, под подошву подкладывается резиновая прокладка, которая, в том числе придает пути амортизирующее свойство. Ниже на прокладку указывает красная стрелочка.

Скриншот с сайта ВСП74
Скриншот с сайта ВСП74

Рельсы с подошвой вытеснили в свое время двухголовые рельсы.

Даухголовые рельсы
Даухголовые рельсы

Спасибо, что прочитали, ставьте лайки 👍 и подписывайтесь!

Предлагаю для закрепления материла посмотреть этот короткий 1 минутный ролик 👇

Больше информации про рельсы смотри здесь👇

Помимо статьи можете посмотреть и этот ролик👇

Узнай, почему поезд угоняет с собой рельсы. Смотри здесь 👇

Посчитай в два действия максимальную скорость, которую можно развить на поезде. + самонаклоняющиеся вагоны. Смотри здесь 👇

Научись самостоятельно считать шпалы. Смотри здесь 👇