Я бы хотел завести канал на Дзене, но он будет отнимать много времени, а у меня его – лишнего времени – нет.
Когда-то жизнь была спокойной и размеренной, но в современном мире мы должны уметь мастерски жонглировать сотней разных вещей: работа, дом, семья, друзья, развлечения, спорт, занятия для души. Вот и попытайся засунуть сюда писательство. Не засовывается, хоть ты тресни. Отсюда растут ноги у бесконечных мифов про блогеров-бездельников. «Если бы я не работал, я бы мог позволить себе писать тексты каждый день!». Но на самом ли деле все настолько драматично? Давайте разбираться.
Привет, меня зовут Настя. Я творческий коуч и исследователь-практик в сфере личной эффективности и продуктивности. В сегодняшнем материале цикла «Ваш популярный Дзен» мы поговорим о том, что волнует каждого писателя, будь то блогер или автор книг (да-да, мы все писатели, ведь мы пишем тексты): как, черт возьми, найти время на творчество?! Читайте до конца, не забывайте ставить «лайк», если вам понравился материал, и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
В предыдущих материалах цикла "Ваш популярный Дзен":
Зачем вы это делаете
Хэй! А зачем вы вообще ведете (или хотите завести) канал? Есть ли у вас четкая цель? Понимаете ли вы, к чему хотите прийти через месяц, через три месяца, через полгода, через год?
Почему это важно? Да потому что занятия, важность которых вы не осознаете, уходят на последние строчки в списке ваших приоритетов.
Это очевидно. Чересчур. Это настолько очевидно, что мы плевать хотели на фиксирование планов и целей. Итог? «Я бы очень хотел этим заниматься, но у меня нет на это времени». Я бы очень хотела лежать на диване и тупить в телефон, лайкая красивые картинки из чужой жизни (шучу, если что), но у меня нет на это времени. Потому что мне плевать на чужую жизнь, у меня есть своя, и она в приоритете. То, чему вы уделяете внимание, у вас в приоритете, нравится вам это или нет.
Вам важно иметь канал на Дзене? Важно регулярно наполнять его контентом? Общаться с аудиторией? Делиться знаниями, опытом, рекомендациями? Почему для вас это важно? Каковы ваши ожидания? Запишите все это на бумаге, перечитайте, дополните свои записи при необходимости. Если вы знаете свое «зачем», это уже успех.
Не ждите, что у вас появится свободное время
У каждого из нас в сутках есть 24 часа, но кто-то успевает больше, а кто-то – меньше. Я могу за два часа сделать очень много дел, а другой человек проведет это время, почесывая пузо и поедая чипсы за просмотром роликов на YouTube. Между тем, мой временной промежуток в два часа изначально равен его промежутку в два часа. Просто мы заполняем его по-разному.
Спросите у себя: чем вы заполняете ваш день? И, что еще важнее, какую его часть вы заполняете самостоятельно? Сколько времени вы проводите за занятиями, которые важны именно для вас? За занятиями, которые развивают вас, делают вас богаче и популярнее? Вы вообще когда-нибудь об этом задумывались? Или все ждете, когда «появится свободное время»?
Мир устроен так, что свободного времени у вас не появится. Пустота всегда стремится к наполнению. Если вы не наполняете свой день тем, что нужно вам, его наполнит кто-нибудь другой. И вот вы уже носитесь с делами, которые можно было либо делегировать, либо вовсе не делать. Обожаю эту историю с ожиданием идеального времени. «Я хочу пойти в творческий отпуск для того, чтобы написать книгу». В итоге человек и отпуск провел так себе, и книгу не написал. Потому что «подходящее время» — это большой жирный миф, особенно если у вас проблемы с дисциплиной (а они есть у всех).
Прекратите ждать идеального времени. Создавайте такие промежутки самостоятельно.
Определите ваш личный темп работы
Часто люди начинают рассуждать про отсутствие времени потому, что они не понимают темпа своей работы. Это актуально, в основном, для тех, кто всю жизнь проработал в найме под жестким контролем. Когда начальник ставит дедлайны и определяет критерии, в соответствии с которыми нужно выполнить то или иное задание, мы просто делаем его – и все. Мало кто из нас умеет гармонично сочетать в себе роли стратега (планирование в долгую), тактика (планирование на короткий срок), руководителя (постановка задач и контроль) и сотрудника (исполнение). И чаще всего страдает именно роль руководителя. Можно напланировать кучу всякого и даже начать делать, но без контроля все катится к чертям.
И далеко не всегда потому, что вы ленивы. Мы все время от времени ленимся. Дело в том, что вы просто не понимаете, сколько времени у вас занимает та или иная работа. Отсюда – искаженное восприятие времени в целом. И: «У меня нет времени на канал».
Я пишу примерно 1500 слов в час. Если речь идет о нехудожественных материалах, то даже больше. Я профессионал, который работает с текстами много лет. Ваш тем может быть не таким быстрым, но важно, чтобы вы его знали. В среднем работа над небольшой статьей занимает около получаса. Неужели вы не найдете тридцать минут для того, чтобы написать материал?
Определите свой личный темп и выстраивайте график работы над каналом в соответствии с ним.
Заполняйте пустые временные промежутки
Знаете, в чем отличие профессионала от любителя? Профессионал умеет использовать короткие временные промежутки. Те самые промежутки, которые у многих из вас забиваются бесконтрольным скроллингом лент в социальных сетях, сплетнями с коллегами или поиском «ну очень нужных» товаров в интернет-магазинах. Проблема в том, что отследить такие промежутки непросто. У нас вырабатывается привычка забивать их непонятно чем. Вы пришли в кафе, но ваша подруга опаздывает на 15 минут. Вместо того, чтобы погружаться в чужую жизнь в социальных сетях или читать статьи а-ля «психолог сказал, на каком боку нужно засыпать», вы можете достать ноутбук и – о боже! – написать пару абзацев. Или же выложить короткий пост на свой канал в Telegram. Или же добавить пару новых идей в ваш контент-план для канала на Дзене. 15 минут здесь, 20 минут там. Просто сложите их в конце дня – и поймете, куда уходит ваше время.
У меня часто спрашивают: «Настя, как ты успеваешь вести два канала в Telegram, вести Дзен, писать книги, снимать для YouTube, при этом работая на полную ставку и занимаясь кучей других вещей? А вот так и успеваю. Пока другие недооценивают небольшие промежутки времени, я делаю из них культ и использую до последней секунды. Это дает мне преимущество.
Отследите небольшие временные промежутки в своей жизни. Сперва используйте один или два. Потом переходите к большему. Возвращайте себе контроль над своим временем.
Учитесь печатать быстрее
Да, мы все знаем про курсы по слепой десятипальцевой печати. Да, каждый из нас хотя бы разок да говорил «вот бы научиться печатать быстрее». Но кто-то научился, а кто-то продолжает знать про курсы и говорить. Можно придумать много оправданий: «это трудно» (серьезно?..), «у меня нет времени» (классика, и все согласятся, потому что мало кто умеет планировать свое время и контролировать его), «у меня нет денег на курсы» (но ведь можно научиться абсолютно бесплатно либо все же выделить энную сумму на свое развитие, инвестировать в будущее, так сказать).
Но почему бы не забить на все оправдания? Можно просто взять и научиться быстро печатать. Вслепую. Десятью пальцами. Вы приобретете полезный навык, который будете использовать не только в работе над текстами. О том, что мы обычно думаем быстрее, чем печатаем, я уже не говорю. С навыком слепой десятипальцевой печати вы станете втрое продуктивнее.
Мы живем в двадцать первом веке. Не будьте тем лузером, который до сих пор набирает текст двумя пальцами и тупит сперва в клавиатуру, а потом в экран.
Учитесь работать в разных условиях
Некоторые авторы верят в то, что им нужны идеальные условия для работы. Собственный кабинет, удобное кресло, удобная клавиатура, вкусный чаек, ароматная свеча, комфортная температура воздуха, и чтобы никто не мешал. Внимание, вопрос: как часто ваши условия для работы бывают максимально комфортными? Если это случается часто, вы живете жизнью мечты. Либо привираете. Либо не пишете даже в идеальных условиях. Короче, хватит фантазировать. Спуститесь на грешную землю.
Еще одно отличие профессионала от любителя: профессионал может работать в любых условиях. В шумном кафе, во время долгого путешествия в поезде, в перерывах между основной работой, в аэротрубе, спрятавшись под диваном, стоя на кочке на одной ноге.
Это первое, чему меня в свое время научила журналистика: всем плевать, какие у тебя условия. Ты должен сдать материал в срок. А еще лучше – раньше срока, чтобы не горела задница, когда будешь делать правки. Пиши как хочешь, когда хочешь, но сдай материал в срок. Потому что ради тебя никто не будет откладывать выход номера. Не сдашь материал? Вылетаешь с работы, к твоему месту присматриваются минимум пять человек.
Идеальные условия бывают редко. А материалы нужно писать регулярно. Условия на вашу продуктивность влиять не должны.
Составляйте контент-план
Контент-план – это не только гарантия того, что у вас в ближайшем будущем не закончатся темы, но и та самая плетка, которая подгоняет вас. Да, работает не так эффективно, как дедлайн (к слову, можно подключить и его), но просто необходимо, если вы настроены работать профессионально и в долгую.
Я не знаю ни одного профессионального автора, у которого нет плана. Будь то контент-план статей для блога или канала, план будущих книг или план конкретной вещи. План придает вашей работе структурность и добавляет ей серьезности.
Вы не просто пописываете статейки под настроение. Тот, кто пописывает статейки под настроение – «ну это же мое хобби» - сдувается очень быстро. И всегда – всегда! – проигрывает людям, которые настроены на серьезную игру. Чем характеризуется серьезная игра, помимо всего прочего? Верно. Наличием целей. И наличием плана под эти цели.
У вас может возникнуть очевидный вопрос: какой длины должен быть контент-план? Когда-то я тяготела к контент-планам на 30 дней. Потом поняла, что для меня это работает плохо: со временем некоторые темы теряют актуальность, плюс постоянно добавляются новые, а на их основе – еще и еще. И аудитория, конечно же, подкидывает интересные идеи и задает каверзные вопросы, которые в итоге ложатся в основу той или иной статьи. Сегодня у меня есть запас на 10-15 статей. Новичкам я рекомендую делать контент-план на месяц: так вы приучите себя к регулярной работе.
Легкого (и профессионального!) пера всем нам!
Мой канал Telegram: