Любой автор рано или поздно сталкивается с хейтом. Масштабы зависят от тематики канала, от подачи и от ряда других вещей, но хотя бы ложечка дегтя в нашей бочке меда все же присутствует. Чем вы известнее, тем больше вокруг хейта. Можно сказать, что это оборотная сторона славы.
Привет, меня зовут Настя. Я творческий коуч и исследователь-практик в сфере личной эффективности и продуктивности. Сегодня мы поговорим о хейте и о том, как с ним работать (и стоит ли это делать). Читайте до конца, не забывайте ставить «лайк», если вам понравился материал, и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
В предыдущих материала цикла "Ваш популярный Дзен":
Токсичных людей полно везде, это не специфика определенной площадки. Я веду блоги много лет, побывала на многих платформах и знаю, о чем говорю. Хейтеры есть и в оффлайне. Полагаю, вы встречались с ними, и не раз. В Интернете их больше, потому что здесь безопасно: можно не представляться своим именем и не показывать свое лицо.
У хейтеров чаще всего нет картинки пользователя, а вместо имени какой-то странный набор букв. Либо очень говорящая картина (но не их лицо) и очень говорящий набор букв. Что бы там ни было, видно их за версту, хотя они, наверное, считают иначе.
Если вы делаете что-то по-настоящему крутое, и вокруг вас собираются почитатели вашего продукта (да, статья – это продукт), то рядом будут и хейтеры. Таков их склад характера: ненавидеть тех, у кого получилось хотя бы что-нибудь. Ничто не триггерит так, как чужой успех.
Я разделяю хейт на три основные группы. Есть еще одна, четвертая. Условно она не про хейт, но если вы некорректно ведете диалог, то рискуете зайти в дебри негатива.
Да, те самые, которые живут в пещере, носят грязные шкуры, ходят с каменными топорами и разговаривают исключительно утробными звуками «угу-угу». Комментарии они оставляют примерно следующие:
«Автор, не пиши больше, не твое». «Все коучи мошенники». «Тебя тоже скоро посадят». «Много букв, толку мало». «Зачем я это прочитал?».
Полагаю, тут все ясно, не буду развивать мысль. Эти люди говорят не с вами, а с самими собой и с представителями их племени. Иногда представители племени приходят в комментарии и отвечают им. Наблюдать за этим забавно, да и для алгоритма хорошо. Представьте, что вы любуетесь брачными играми обезьян в клетке зоопарка, и относитесь к происходящему именно так. Не вовлекайтесь, вы только помешаете.
Это люди, которые пытаются унизить вас и тем самым возвыситься над вами или над ситуацией, но выбирают, мягко говоря, странные способы. К примеру, в одной из статей я указала сумму зарплаты в долларах, и молодой человек ответил в комментариях, что «у нас даже в девяностых в долларах зарплату не считали». Сперва я зависла, вспоминая, встречала ли доллары в России в девяностых. А потом поняла, что молодой человек решил таким изощренным образом указать на мою недоразвитость. Или, возможно, на недоразвитость моей страны. Или на то, и на другое.
В любом случае в моем менталитете настройки другие. Именно это я и объяснила молодому человеку, сказав, что в разговорах с людьми из других стран я использую международную валюту. Если вы скажете мне «10 000 рублей», я ничего не пойму. Если я скажу вам «10 000 шекелей», вы ничего не поймете. Такая же реакция у меня и у вас будет на «10 000 динар» от Мохаммеда из Арабских Эмиратов и на «10 000 египетских лир» от Саида из Египта. Всем нам понадобится конвертер валют. Но если мы будем называть суммы в международной валюте, это упростит наше взаимодействие.
Иными словами, для меня перевод в доллары – элементарная вежливость. Я стремлюсь к тому, чтобы собеседник лучше меня понял. Но молодой человек, видимо, решил, что это мои понты. Что же, бывает…
Эти люди пишут очень длинные комментарии, намеренно используя сложные словесные обороты, а порой – и термины, которых собеседник, скорее всего, не понимает. В конце они отсылают к той или иной книге, к кому-то (якобы) очень авторитетному или – тяжелая артиллерия – к священным книгам. Ведь кто осмелится спорить со священными книгами? Это святое!
На многих, особенно на новичков, высокоинтеллектуальный хейт оказывает должное впечатление. Человек написал такой длинный комментарий, пишет такими сложными словами, да еще и ссылается на авторитетные источники! Определенно, стоит его послушать! Но на самом деле не стоит.
Потому что такие комментарии можно сократить до трех слов: «Автор, ты отстой».
По сути, это те же классические тролли, только примерившие высокоинтеллектуальный костюм. У них слишком большая корона, чтобы опускаться до низости вроде «не пиши больше». А еще они хотят внимания и почитания. Лучший способ заработать авторитет в чужих глазах, на их взгляд – это написание вот таких комментариев. Проблема только одна: некоторые внимательно читают такие комментарии и понимают, что в них нет ничего, кроме интеллектуального яда.
Как я уже говорила выше, изначально это не хейт, но разговор нужно поворачивать правильно. Помните, что жертва находится в одном из углов треугольника драмы. Остальные два угла – спасатель и агрессор.
Комментарии жертв выглядят относительно невинно: они пишут о том, какие они несчастные, мир жесток, а в их проблемах виноваты другие. Например: «Что бы я ни делал, что бы я ни писал, Дзен урезает мне показы». Как не ввязываться в треугольник? Отправить человека разбираться с техподдержкой, а потом – на официальный канал Дзена, где море информации о ведении канала. Это идеальный вариант, потому что вы не вовлекаетесь в ситуацию. Жертва, конечно, повозмущается, сказав, что вы не хотите ей помогать (переключится в роль агрессора), но если вы проигнорируете, отвяжется.
Вот некорректный сценарий. Вы вовлекаетесь и начинаете объяснять, что нужно делать, задавать вопросы, просить конкретику. Жертва дает конкретику. Вы даете варианты, говорите, что надо делать так, так и так. Но с практически стопроцентной вероятностью жертва ничего делать не будет, потому что такова ее природа. Вы заняли роль спасателя, но это полбеды. Настоящая беда начинается тогда, когда жертва переходит в роль агрессора и начинает обвинять всех и вся. Вас – в том, что вы не хотите ей помогать и скрываете секретные секреты, а Дзен – в том, что он отсыпает показов только избранным.
Кто выиграл от этого взаимодействия? Вопрос риторический.
В идеале – не реагировать вообще. Лично я не вижу смысла эмоционально вовлекаться в такие истории. Мои силы и время мне дороже. Иногда я закрываю комментарии, потому что не хочу разговаривать с аудиторией. Нужные люди приходят в Telegram-канал, и там мы ведем нормальный культурный диалог. И мне, если честно, все равно, кто и что думает о такой стратегии. Это мой канал, и я решаю, что тут делать. Хочу – отвечаю на комментарии, хочу – молчу, хочу – закрываю опцию комментариев. Чувство вины за то, что я не общаюсь с аудиторией – это не про меня. Рекомендую вам тренировать этот навык, если вы хотите серьезно заниматься писательством.
Если вы решили отреагировать на хейт, вот три вопроса, которые нужно себе задать.
Если комментарий о вас, то лучше на него не отвечать. Как минимум потому, что подобные выкрутасы от незнакомых людей в ваш адрес выглядят странно (и элементарно невежливо). Как максимум потому, что вы, скорее всего, тоже перейдете на личности, а это непрофессионально и лишает энергии. Если у человека есть какие-то проекции на ваш счет – к примеру, он предполагает, что вы никогда не жили в России или не знаете, что такое нищета (такое мне часто пишут под материалами о деньгах) – то это его личные проблемы.
Это комментарий о тексте? Переходим к следующему вопросу.
Очень часто тот или иной комментарий цепляет нас за живое, и мы бросаемся в атаку. Хотим доказать, что правы, а другой человек не прав. Но зачем мы это делаем? Кому именно и что именно мы доказываем? Почему нам так важно не просто оказаться правыми, но и убедиться в том, что другой человек сменил свою позицию и принял нашу, а свою счел неправильной?
На самом деле в таких спорах мы доказываем что-то либо своей матери, либо своему отцу.
У нас есть какие-то незакрытые вопросы из детства, и именно они являются теми слабыми местами, которые используют хейтеры, осознанно или неосознанно. Но хейтер – это не ваша мать и не ваш отец. А спорите вы именно с ним.
Я спорю просто потому, что люблю спорить!
Это неправда. Люди спорят лишь по одной причине: они что-то доказывают миру (мы уже разобрались, что и кому они на самом деле доказывают). Если у вас нет потребности что-то доказывать, это не спор, а вежливый обмен мнениями. В вежливом обмене мнениями нет стремления убедить собеседника в чем бы то ни было. Это расширение горизонтов обеих сторон.
Вот здорова позиция взрослых людей, которые всем уже все доказали: «Это моя правда, и она выглядит вот так. Это твоя правда, и она выглядит иначе. Обе правды одинаково ценны и красивы. Спасибо тебе за дискуссию».
Если вы все же решили ответить на комментарий, переходим к третьему вопросу.
Знаю людей, которые отвечают на комментарии хейтеров и ведут с ними долгие беседы с переходом на личности. Как вам идея иметь репутацию человека, обливающего грязью своих собеседников? Лично я пас. Для меня чистота моей репутации стоит во главе угла. И знаете, что? Пусть кто-то решит, что я труслива, боюсь отвечать на комментарии (иногда мне такое пишут). Я предпочитаю быть трусом с кристально чистой репутацией профессионала своего дела, а не смельчаком с репутацией скандалиста и гряземарателя.
Но… каждый в итоге выбирает для себя.
Уверена, вы сделаете свой выбор. Желаю вам, чтобы он был правильным. И, конечно же, желаю, чтобы вокруг вас было как можно меньше хейтеров, хотя порой они очень забавные.
Мой канал Telegram: