Найти тему
Твори свою жизнь

5 ошибок, которые уничтожают ваш канал на Дзене

Оглавление
В мае 2023 года я забавы ради начала эксперимент на своем канале в Дзене. 1 мая 2023 года там было 12 подписчиков. Сегодня это количество возросло до 4372. Часы просмотра за последние семь дней - 436. Неплохо для начала, я считаю.

Эксперимент был начат относительно недавно, но несколько выводов я уже сделала. Вот главный: ведение успешного канала на Дзене — это не чудо, не удача, не «повезло» и даже не умение писать крутые тексты (хотя и это тоже). За каждым успешным каналом есть система. И ее принципы очень просты.

Привет, меня зовут Настя. Я творческий коуч и исследователь-практик в сфере личной эффективности и продуктивности. Сегодня мы поговорим о пяти ошибках, которые не дают вам развивать свой канал. Читайте до конца, не забывайте ставить «лайк», если вам понравился материал, и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Хотеть всего и сразу (и быстро)

Опубликовал автор три статьи, обновляет страницу со статистикой и недоумевает: ну, где миллионы, где аудитория, где показы на тысячи часов? Ну ладно, еще одну статью опубликую. Но ни миллионов, ни аудитории, ни показов нет. И автор бросает все, а потом идет и рассказывает всем о том, как сложно раскачать канал на Дзене.

Алгоритмы площадки показывают контент новичков с осторожностью. Дзен пока что не знает, чего от вас ожидать.

Это фаза знакомства: вы присматриваетесь к площадке, алгоритмы присматриваются к вам. Если вы продолжаете выкладывать качественные материалы на регулярной основе, то Дзен показывает их все большему количеству людей.

Рекомендация: составьте контент-план, работайте регулярно и наберитесь терпения.

По статистике, для первых результатов нужно опубликовать от двадцати до тридцати статей (с видео не тестировала). Но порой автор публикует и публикует материалы, а подписчики не приходят, и часы просмотров не растут. Почему?

Работать с Дзеном так, будто это обычный блог

В Дзен часто приходят блогеры с других платформ. К примеру, из ЖЖ. Когда-то у меня тоже был блог на этой площадке, и довольно популярный: больше тысячи читателей. Есть так называемая золотая формула контента: треть - профессиональный, треть - развлекательный, треть - личный. Вы раскрываете себя как эксперта, смешите аудиторию и формируете доверие, рассказывая о своей жизни вне работы и блога. Но в Дзене это не работает.

Дзен - не блог, а канал. Можно сравнить его с колонкой в газете или журнале (живой или электронной версии).

К примеру, тема вашей колонки - отношения между мужчинами и женщинами. Каждый выпуск открывается письмом читателя или читательницы, на которое вы подробно отвечаете и даете советы. Если вы популярны, то аудитории интересно, какой кофе вы пьете, с кем спите, какие книги читаете, какое кино смотрите и в какие ночные клубы ходите по пятницам. Но! Вы не будете писать об этом в колонке (разве что между делом и очень элегантно).

Анастасия Эльберг. 5 ошибок, которые уничтожают ваш канал на Дзене
Анастасия Эльберг. 5 ошибок, которые уничтожают ваш канал на Дзене

Все в ваших текстах вращается вокруг темы отношений.

Подавляющее большинство авторов Дзена не понимают разницы между личным блогом и каналом. В итоге алгоритмы, в свою очередь, не могут понять, о чем же человек пишет: в шапке указано, что он писатель, вот пост с рецензией на понравившуюся книгу, вот забавное видео с котиками, вот распаковка посылки с Amazon, вот отчет о путешествии в Индонезию.

Каждый пост - новая тема, новая сфера, и все это - для разной аудитории. Проще говоря, у вашего канала аудитории нет. Вот и подписчиков нет, и просмотров тоже.

Рекомендация: выберите нишу (лучше широкую) и публикуйте материалы в ее рамках.

Писать то, что интересно автору (и плевать на читателя)

Можно любить писать тексты и делать это для себя, а можно делать это для широкой аудитории. И первое отличается от второго, как день от ночи.

Есть у писателей, особенно у начинающих, такой затык: я буду писать о том, что интересно мне, и читатель найдется! Ведь есть же поговорка: на каждого писателя свой читатель!

Но теперь конкуренция в нашей сфере значительно возросла. Сегодня умения писать красивые тексты недостаточно. Мы конкурируем за внимание читателя, а, значит, нужно уметь его, это внимание, цеплять. Цепляющие книги написаны в четком соответствии с законами драматургии (там как минимум есть персонажи, характер которых трансформируется). Цепляющие статьи тоже пишутся по определенным законам. Что между ними общего?

И книги, и статьи пишутся для читателя.

Вы можете обожать свое дело, но когда в картине появляются клиенты, вы начинаете работать для них. Без клиентов - читателей, в нашем случае - дела не будет. Поэтому в центре авторского мира находится тот, для кого мы пишем. Если вам это не нравится, канал на Дзене лучше не заводить. «Писать для себя» — это все равно что «я хочу быть собой, и за это меня должны полюбить». Вырастаем из детских штанишек.

Тот, кому должны, сидит и ждет, чтобы принесли. Остальные приходят и берут.

Рекомендация: каждой статье должен предшествовать ответ на вопрос «чем это поможет моей аудитории».

Если не получается, искать причину вовне

Регулярно вижу в комментариях официального ТГ-канала Дзена: «О, у меня «легла» статистика, у вас тоже так?». У людей по десять раз на дню падают показы, куда-то пропадают деньги и случается еще сто двадцать пять тысяч вещей. И все такие под комментариями о неполадках: да, и у меня тоже, да-да, все верно, опять в Дзене какая-то фигня! А вот у меня, блин, ничего такого не случалось. Ни разу за все время, что я в Дзене. Это прямо заговор какой-то. Требую, чтобы случилось! Ну почему у меня хотя бы раз в жизни не может быть все как у всех?!

Мой канал Telegram:
Территория писателя

А теперь серьезно. Я смотрю на людей, которые часами обсуждают неполадки, и думаю: когда они успевают вести каналы? А если не успевают, то стоит ли удивляться, что у них доходы снизились, а показы упали?

Помните ту притчу? Сильнее тот волк, которого вы кормите. Ясное дело, у меня тоже были неполадки, уж коли заявлялось, что они общие. Но я не замечала их, потому что фокусировалась на другом. На том, как написать очередной крутой текст, например. Или о том, как поддержать читателя в комментариях.

Рекомендация: вместо того, чтобы ругать Дзен вместе со всеми, сконцентрируйтесь на том, что вы можете сделать для решения проблемы в рамках своего круга влияния.

Не учиться

«Ты, Настя, всем о своем успехе рассказываешь, - иногда пишут мне в комментариях. – Но доказательства? Где доказательства?». Пришло время для сухой статистики.

Как уже было сказано выше, эксперимент я начала в мае. 1 числа на канале было 12 подписчиков, к концу месяца было 105. То есть, добавилось 93. В те времена правила монетизации были другими – достижение границы в 100 подписчиков. Я достигла ее 30 мая.

Июнь я начала с 108 подписчиками, завершила со 153. Добавилось 45.

Из-за проседания в июне я решила, что хочу найти наставника в сфере ведения каналов в Дзене. В июле я нашла его и начала изучать первые, пока что бесплатные материалы. В начале августа я прошла платный трехдневный интенсив и купила большой курс. Признаюсь честно: я мало что внедрила с курса, потому что приоритеты поменялись, и я прошла лишь несколько уроков. Зато я внедрила 90 процентов с трехдневного интенсива, и вот что из этого получилось.

Июль. Исходная точка – 152 подписчика. Конец месяца – 555. Добавилось 403. Напоминаю, что в июне прибавилось 45.

Август. Исходная точка – 583 подписчика. Конец месяца – 1083. Добавилось 400. В августе Дзен в очередной раз изменил правила монетизации. Многие жаловались на то, что их доход сильно упал. Мой доход увеличился в два раза.

Сентябрь. Исходная точка – 1096 подписчиков. Конец месяца – 1944 подписчика. Добавилось 848. Важная ремарка: в августе я не выкладывала материалы на канале в течение недели, потому что была в отпуске.

Октябрь. Исходная точка – 1976 подписчиков. Конец месяца – 2535. Добавилось 559. 7 октября началась война, и после этой даты я практически ничего не выкладывала, так как голова была в другом месте.

Ноябрь. Исходная точка – 2543 подписчика. Конец месяца – 3053. Добавилось 510. Писала чуть больше, чем в октябре, но до сих пор пыталась понять, на каком я свете. Тем не менее, в ноябре количество часов просмотра резко возросло.

Декабрь. Исходная точка – 3062 подписчика. Конец месяца – 3960. Добавилось 868. Тоже много пропускала, потому что на работе был жесткий завал в связи с завершением года. Но часы просмотров если уменьшались, то ненамного.

Анастасия Эльберг. 5 ошибок, которые уничтожают ваш канал на Дзене
Анастасия Эльберг. 5 ошибок, которые уничтожают ваш канал на Дзене

Есть еще один немаловажный параметр: люди не только подписываются, но и отписываются, и это происходит постоянно. Но, как можно заметить, даже с учетом регулярных отписок есть рост. Как в количестве подписчиков, так и в часах просмотров.

Этого роста не случилось бы, не сними я корону «ну я же писатель, бывший тысячный блогер, вообще-то сама преподаю писательское мастерство и не только». Я могла бы потратить несколько месяцев, наступая на одни и те же грабли и совершая одни и те же ошибки. И, скорее всего, забросила бы канал, решив, что Дзен - не для меня. Но я сделала выбор в пользу наставника и включила режим пустого сосуда. Была готова принимать все, что мне говорят, и внедрять, проверяя на практике. Я сэкономила свое время, в том числе, и для того, чтобы набрать больше практических знаний и передать их дальше. Потому что… а смысл в наборе практических знаний, если вы их никому не передаете?

У вас есть канал на Дзене? Если есть, как продвигается работа с ним? Если нет, но хотели бы завести, что мешает?

Еще по теме: