У авторов каналов, особенно начинающих (но не только!), есть коллекция заблуждений, касающихся текстов. Вот один из ярких представителей этой коллекции: «Умение писать качественные материалы для автора необязательно». И еще один: «Получить много показов можно только в том случае, если вы пишете на хайповые темы». Ну что, давайте разбираться?
Привет, меня зовут Настя. Я творческий коуч и исследователь-практик в сфере личной эффективности и продуктивности. Сегодня мы поговорим о том, как писать тексты, которые будут читать. Читайте до конца, не забывайте ставить «лайк», если вам понравился материал, и подписывайтесь на канал для того, чтобы не пропустить новые статьи.
До того, как вы начинаете вести канал, важно ответить себе на вопрос:
Зачем я это делаю?
Не торопитесь возносить молитву капитану Очевидность. Цель, с которой вы заводите канал, определяет не только вашу дальнейшую стратегию, но и создаваемый для аудитории образ. А, следовательно, и отношение вашей аудитории к вам. К примеру, многие стремятся заработать деньжат и готовы сделать для этого все, но не задумываются о последствиях.
Самый простой способ подзаработать деньжат – выводить людей на низкоуровневые эмоции: ненависть, злость, зависть. Этим занимаются авторы каналов с разоблачениями и сплетнями.
А теперь представим, что человек, который несколько лет вел такой канал (и подзаработал деньжат), решил переключиться на другую сферу. Предположим, начал рассказывать о прочитанных книгах. О просмотренных фильмах. О своем хобби. Прежняя аудитория, ясное дело, отвалится, а новую набрать будет сложно.
И дело не в нишах, которые «не ходовые». Люди, публикующие материалы в сети, автоматически становятся публичными персонами. Нас начинают ассоциировать с нашей позицией, с нашими высказываниями, со словами, которые мы используем. Если у вас сложилась репутация скандальной персоны, вы не сможете просто взять и оставить ее в прошлом. Вы будете писать о книгах или фильмах и пытаться натянуть на себя маску интеллектуала, но аудитория не будет вам верить. Вам придется оправдываться, извиняться, а порой даже проявлять агрессию в адрес читателей, доказывая, что «вы теперь другой». И чем чаще вы будете так реагировать, тем четче на вашем лбу будет проявляться татуировка «лжец».
Ваша репутация – в сети или вне сети – это то, о чем вы должны думать постоянно. Это самое ценное, что у вас есть. Не говорите того, о чем можете пожалеть, и за что не готовы взять ответственность. И всегда – всегда! – думайте о последствиях того, о чем говорите. Это касается не только тем, которые вы поднимаете, но и качества ваших материалов. Да, в сети полно статей, написанных как попало. Но означает ли это, что вы тоже должны писать хлам? И давайте не будем оправдываться дешевыми фразочками «качественно написанные материалы сегодня никому не нужны». Это неправда, и в глубине души вы все понимаете. Я пишу много лет и знаю, что люди всегда отдают предпочтение качественным текстам.
В комментариях меня часто пытаются подловить на лжи или вывести на эмоции, вынуждая переходить на личности. Порой уход от таких дискуссий воспринимается собеседником как слабость и признание поражения: «А, ты не хочешь спорить! Я так и знал, что я прав!». У каждого из нас своя правда, и у меня нет потребности доказывать свою. Помимо прочего, такие дискуссии могут повредить моей репутации. Между «быть правой» и «сохранить свою репутацию» я всегда выбираю последнее. По этой же причине я отказываюсь сотрудничать с рекламодателями, которые хотят разместить на моем канале материалы со сплетнями, похабными историями из жизни звезд или откровенным враньем. Деньги пахнут, и такие деньги мне не нужны.
До того, как что-то публиковать, задумайтесь: не повредит ли это вашей репутации? Какое впечатление вы формируете у аудитории? Какого отношения к себе вы хотите? Какой образ создаете? Готовы ли вы к тому, что он будет следовать за вами по пятам не один год?
Можно оценить материал с точки зрения орфографии, пунктуации и стилистики. Русский язык – штука сложная, мало кто умеет писать правильно и красиво, но исправить все вышеперечисленное – дело техники. Добавили или убрали запятую, исправили кривой причастный или деепричастный оборот. Когда мы переходим к смысловой наполненности, все становится субъективным. Мы читаем разное и выносим из прочитанного то, что соответствует нашему уровню восприятия.
Свой стиль автор оттачивает всю жизнь. И стиль, безусловно, важен, но его можно сравнить с красивой оберткой конфеты или красивым оформлением праздничного торта. Эстетика играет не последнюю роль в наслаждении, которое мы получаем от еды. Но вкус определяет остальное. Вы не будете есть торт, если он не пропечен. И красиво написанная, но пустая статья удовольствия вам не доставит.
Я выделяю три ключевых вопроса, которые помогут вам наполнить ваш текст смыслом. Предлагаю держать их перед глазами, когда вы принимаетесь за работу над очередной статьей.
Мой канал Telegram:
Вот эти истории – «пиши, а читатель сам придет» или «пиши о том, что нравится тебе, и найдется читатель» - полная и абсолютная чушь. Можно всю жизнь ходить среди уток, будучи лебедем, и орать во все горло «полюбите меня таким, каков я есть!», но результатов это не принесет. То же самое касается тем, которые якобы интересны всем.
Деньги интересны всем, но уровень у каждого свой: кто-то хочет знать, как выжить на 400 долларов в месяц, а у кого-то болит голова о том, как вложить десять миллионов долларов в недвижимость в Арабских Эмиратах. И это две разные аудитории.
Отношения интересны всем, но кому-то интересно, как вновь разжечь страсть, а кто-то не может разорвать токсичную связь с партнером-психопатом. И это две разные аудитории.
Как можно четче определяйте аудиторию, для которой вы пишете тот или иной материал. В противном случае вы тычете пальцем в небо, и результат будет, мягко говоря, не очень.
Этот вопрос является камнем преткновения для многих авторов. Первыми на ум приходят заезженные ответы: «Потому что не могу не писать», «потому что хочу поделиться». Далее следует падение в яму, наполненную сомнениями: «Может, мне не надо об этом писать? Я не эксперт? Я недостаточно хорош?». Я называю это синдромом новичка, хотя встречается он не только у новичков.
Почему-то многим кажется, что у писательства должна быть невероятно возвышенная цель. Очень благородная и вся из себя духовная. Но это не так.
Порой люди пишут потому, что хотят славы и денег. Это мой основной мотив. Писательство – это не только мое любимое занятие, но и один из моих способов заработка. Я хочу, чтобы мои книги продавались миллионными тиражами, чтобы мне платили чумовые гонорары, чтобы меня звали на интервью, чтобы мне давали премии и награды. Если говорить о Дзене, то мне нравится рост подписчиков и рост дохода. Мне нравится получать комментарии и похвалы в свой адрес. Я хочу больше. Я всегда и во всем хочу больше, потому что я амбициозна, таков мой характер. Желание денег и славы для человека абсолютно естественно, и не нужно прикрываться осторожными фразами, если вы хотите богатства и известности.
Нет постыдных желаний. Есть желания, которые вы стыдитесь признавать, и это тормозит вас в развитии.
Порой люди пишут для того, чтобы рассказать свою историю и поделиться опытом прохождения через трудности. В итоге получаются удивительные вдохновляющие автобиографии. Я большая поклонница этого жанра и очень рада, что в последнее время он набирает популярность.
Порой люди пишут для того, чтобы обрести единомышленников. К примеру, начинают развиваться, но поганое токсичное окружение их не поддерживает, а найти новое пока что нет возможности. И они заводят блог, собирая новое окружение там.
Порой люди пишут для того, чтобы раскрыть свою экспертность и найти клиентов. Для экспертов Дзен – просто находка, потому что здесь до сих пор есть органический траффик (не нужно вкладывать деньги в рекламу). Пишешь, а площадка сама тебя рекламирует. По-моему, идеально.
Чаще всего ответ на вопрос «зачем я это пишу» сочетает несколько пунктов. Главное – будьте предельно честны с собой. Аудитория чувствует фальшь и понимает, что вы играете чужую роль. Искренность в отношениях с читателем – главная валюта, и ее невозможно переоценить.
Что читают на Дзене?
Почему меня не читают на Дзене?
Кого читают на Дзене?
Каким должен быть материал для того, чтобы его читали на Дзене?
Эти вопросы в самых разных вариациях я вижу в комментариях регулярно. У меня есть однозначный ответ, и актуален он не только для Дзена, но и для всего, что вы пишете. И… знаете? Для всего, что вы делаете по жизни в целом.
На Дзене читают материалы, которые решают проблему либо ослабляют/убирают боль.
Надеюсь, вы ответили для себя на два предыдущих вопроса. Вы определили, кто ваша аудитория, поняли, зачем делаете то, что делаете. Это сузило ваш фокус, и пришло время определить еще кое-что. А именно – боли и проблемы вашей аудитории.
Я рекомендую вам составить список болей и проблем, а еще лучше – поработать с интеллект-картой, чтобы развернуться вовсю. К примеру, проблема тех, для кого написана эта статья – непонимание того, какие тексты хочет получить от своих авторов Дзен. Здесь я не пишу о стилистике, о выборе ниши, об оформлении. На данный момент наша тема – текст, который будет приводить к вам читателей и в дальнейшем приносить деньги (клиентов, рекламодателей, как вариант). Конечно, кто-то продолжит говорить про чужие некачественные статьи, блатных звезд и рерайт, а кто-то возьмет и сделает. И, разумеется, получит результат. Надеюсь, вы в числе последних, а если нет, то искренне недоумеваю, зачем вы это читаете.
Итак, что болит у вашего читателя? Какую проблему вы решаете с помощью конкретной статьи? И – да. Важно не только рассказать о проблеме, но и убедиться в том, что вы дали решение. Я люблю подводить промежуточные итоги в конце каждого раздела и задаю читателю вопросы, которые сподвигнут его на действия. Вы можете выбрать свой формат. Понаблюдайте за тем, как это делают другие блогеры и возьмите на заметку то, что показалось вам интересным.
Легкого пера всем нам!