Найти тему
Римма Кан

Эта картина написана в XV веке, но не потеряла свою актуальность: «читаем» картину Сандро Боттичелли «Клевета»

Картина представляет собой аллегорию (иносказание), которую следует «читать» СПРАВА-НАЛЕВО. Каждый элемент имеет свой смыл и значение.

Художник: Сандро Боттичелли, настоящее имя Алессандро ди Мариано диВанни Филипепи

Годы жизни: 1445-1510

Гражданство: Флорентийская республика, Италия

Стиль живописи: Ренессанс (Эпоха Возрождения)

Название картины: «Клевета»

Жанр: Мифологический

Год: 1495

История создания картины: Эту картину Боттичелли писал для своего знакомого Антонио Сеньи. За основу был взят сюжет утраченной картины греческого художника Апеллеса (IV век до н. э.), которой никто не видел, но детальное описание этой работы было у римского писателя - Лукиана в «Трактате о живописи». Основываясь на данное описание Бротичелли создал свой шедевр. 

Предыстория одноименной картины Апеллеса была следующей:

Апеллес был придворным живописцем Александра Македонского и любимцем у полководца и телохранителя Македонского – Птолемея, который после смерти Александра (323 г. до н.э.) стал правителем Египта.

Живший в ту пору художник Антифилом очень завидовал Апеллесу и поэтому оклеветал его перед Птолемеем, выставив предателем. Но Апеллесу все же удалось доказать свою невиновность и эта история послужила вдохновением для художника на создание картины-аллегории «Клевета».

Резюмирую: Для осуществления композиции своей картины Боттичелли берет за основу античный текст – ложное обвинение художника Апеллеса, его мнимое участие в заговоре против царя Птолемея Филопатора.

-2

Ключевые элементы:

Слева-направо:

Правда (Истина) – прекрасная нагая девушка.

Раскаяние – старуха, одета в черные одежды, покрывающие ее с головы до пят так, что лица не видно.

Коварство и Ложь – красивые молодые девушки.

Невинность – молодой обнаженный юноша, сложивший руки в умоляющий жест.

Клевета – красивая молодая девушка, держащая в руке факел.

Злость, он же Зависть – черноволосый мужчина в темной порванной одежде, голова его покрыта капюшоном.

Царь Мидас с ослиными ушами – мужчина средних лет, одетый в богатые одежды.

Невежество и Подозрение – в образе молодых женщин.

Все действующие лица, кроме царя, босые.

Второстепенные элементы: Факел в левой руке Клеветы.

Ленты и розы, которые вплетают Коварство и Ложь в волосы Клеветы.

Тронный зал, стены которого украшены золотыми барельефами, иллюстрирующих сцены из мифов.

Статуи, расположенные в нишах колонн тронного зала, являющиеся зрителями развернувшихся событий, их каменные взгляды устремлены на действующих лиц, они все видят и слышат.

Ковровая дорожка к трону царя.

Композиция (что мы видим): Восседающему на троне царю Мидасу нашептывают в его ослиные уши две фигуры - Невежество и Подозрение. А Клевета - красивая девушка с обличьем невинности - и ее подстрекатель Злоба (он же Зависть) волокут к царю за волосы обвиняемого. Рядом с Клеветой неизменные спутницы - Коварство и Ложь, которые поддерживают ее и возвеличивают: одна осыпает цветами, другая вплетает жемчужную нить в волосы.

В отдалении предстают еще две фигуры - Раскаяние, старуха, одетая в траурную одежду и нагая Истина, обращающая ввысь взор и жест руки.

-3

Цвета, оттенки: Золотой - в интерьере показатель богатства и роскоши царя Мидаса, который считал, что богатство должно быть только уцарей. Это цвет власти, победы и могущества, символизирует наличие неистощимых ресурсов, а также ограниченность, пессимизм и бесчестие.

Голубой (небо) – придает глубину картине.

Черный цвет облачения Раскаяния символизирует тревогу, ощущение неизвестности, печаль, несчастье, горе,

траур, гибель.

Коричневая одежда Злости – отречение от мира

Желтый и красный в одежде Коварства – активность.

Синий и голубой в одежде Клеветы – холод, сила.

Символы: Статуи символизируют людей, которые являются сторонними безмолвными наблюдателями, они не делают никаких попыток помочь несчастному, так как у них нет голоса - «если бы стены могли говорить…». Статуи вооружены, но помогать не собираются: «меня не касается, сами разберутся, а я посмотрю, чем дело закончится».

Истина, смотрящая ввысь, рукой указывающая на небо – правда должна восторжествовать, надежда на высшее правосудие, Истина превыше всего.

Раскаяние – старуха, смотрящая на молодую красивую Истину, также олицетворяет Зависть

Факел – огнем Клеветы сжигается Истина.

Факел в левой руке Клеветы - символ отрицания традиционных ценностей, в данном случае – Истины

Злость держит руку Клеветы – первый является порождением второй, они идут «рука об руку».

Большие ослиные уши Мидаса символизируют глупость царя.

Взгляд Мидаса в пол говорит о том, что он не видит, что происходит возле него.

Левая рука Злости тянется к Мидасу, стараясь дотронуться до лица – тесный личный контакт. 

Рука Мидаса, тянущаяся к Злости – царь благоволит Злости и приветствует его.

Ленты и розы, вплетаемые в волосы КлеветыКоварство и Ложь ублажают свою подругу Клевету.

Обнаженные фигуры – символ чистоты, простоты, честности, открытости.

Руки Невиновности, сложенные в умоляющем жесте – надежда на спасение.

Обувь на ногах Мидаса – признак высокого социального статуса, тогда как другие герои – босые, то есть занимают более низкое положение.

Злость одной ногой стоит на ковровой дорожке к трону царя – Злость входит в доверие Мидаса. Ему осталось взобраться по двум ступенькам, чтобы царь был полностью в его власти.

Рваная одежда Злости говорит о негативе ее обладателя, его неблагополучности, оказывает отталкивающее действие от героя.

Чувства, эмоции: Осознание того, что вокруг много несправедливости.

Жалость к Невиновности

Чувство обреченности, бессилия перед Глупостью, Злобой, Коварством, Клеветой, Ложью

Желание торжества Справедливости, победы Добра над Злом, Правды над Ложью.

Смысл картины: Труден путь от Клеветы до Истины

P.S. Картина находится в галерее Уффици, Флоренция, Италия

#искусство #картинамаслом #картина #художник #смысл #смыслесть #интересныефакты #живопись #художники #боттичелли #зависть