Иногда люди выражают недовольство качеством услуг или нарушением их прав. Если они видят, что не одиноки в своём возмущении, то могут инициировать коллективное обращение в соответствующие органы.
Важно понимать, что коллективная жалоба — это не просто заявление в органы власти. Сначала нужно обратиться с просьбой разрешить ситуацию к первоначальной инстанции. И только если будет получен отказ, можно писать заявление в вышестоящие органы. В этой статье мы рассмотрим, что такое коллективная жалоба.
Что такое коллективное заявление
Групповое ходатайство в прокуратуру — это одна из форм обращения в этот государственный орган. Особенность такого документа заключается в том, что он подаётся от имени двух и более граждан. При этом не имеет значения, сколько человек его подписали — два или сто.
Количество лиц, которые пишут жалобу, порой настолько велико, что они могут на основе нарушения их прав организовывать массовые демонстрации. Это очень эффективный способ привлечь внимание к проблеме.
Образец группового обращения в прокуратуру имеет ряд важных отличий от стандартного заявления. Если обычное ходатайство в прокуратуру основано на точке зрения одного человека, защищающего свои интересы, то в групповом заявлении необходимо перечислить всех подписантов и объединить различные мнения в одно общее требование.
- Преимущества коллективной жалобы
Групповой запрос, который составлен по правилам и отправлен прокурору группой людей, имеет несколько преимуществ по сравнению с индивидуальным заявлением:
1. Более тщательная проверка. Когда проверяется факт неправомерных действий в отношении большого количества пострадавших, работникам надзорных служб нужно будет изучить сразу несколько нарушений, которые связаны между собой. А такая связь упрощает работу проверяющих.
2. Меньше вероятность игнорирования. Если на одиночные претензии могут не обратить внимания, то с коллективной претензией так не получится. На практике групповую претензию могут вернуть только в том случае, если она неправильно составлена или в материалах есть ошибки.
3. Чаще положительное решение. Против коллектива подписантов сложнее возразить, потому что у него есть заранее подготовленные аргументы и защита.
4. Легче отстаивать свои права. Однако у коллектива могут возникнуть проблемы на этапе составления претензии. Если она будет написана неправильно, это может замедлить проверку или даже привести к её отклонению.
- Форма
Не существует унифицированной формы для групповых или индивидуальных ходатайств, направляемых прокурору. Поэтому письма подобного рода следует оформлять в свободной официально-деловой форме, избегая эмоций и лишних выражений.
В заявлении не нужно использовать юридические термины, законодательные нормы или давать собственную оценку обстоятельствам.
Ещё один аргумент в пользу коллективной претензии: при её рассмотрении не обращают внимания на орфографические, грамматические и другие ошибки.
- Причины подачи коллективных жалоб
Существует множество причин для подачи коллективных жалоб. Вот некоторые из них:
* задержка зарплаты;
* игнорирование запроса о предоставлении информации государственной службой;
* неправомерное увольнение;
* отказ в приёме запросов и т. д.
Правильно составленная жалоба должна содержать следующую информацию:
* название и адрес прокуратуры;
* ФИО авторов жалобы и их контактные данные;
* причины написания обращения (незаконные решения, неправомерный отказ, ошибки чиновников и т. д.);
* требования подписантов (восстановить в правах, остановить незаконные решения);
* подписи участников и дата составления жалобы.
Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней.
Нормативная база
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона № 59 от 2006 года, коллективная жалоба — это законное обращение в соответствующую инстанцию для решения любого вопроса. Суть этого документа не только в описании возникшей проблемы, но и в предложении коллективных путей её решения.
Коллективное заявление формируется несколькими лицами, которые стали потерпевшими или свидетелями в одном деле.
Согласно статье 2 Федерального закона № 59, каждый гражданин или группа лиц имеет право на такие обращения без необходимости строгого соблюдения правил, за исключением одного — документ должен быть составлен в письменной форме с указанием всех жалующихся лиц.
Однако перед тем как написать коллективную жалобу, стоит внимательно изучить особенности составления таких документов, чтобы получить адекватный ответ от соответствующей инстанции.
Основания для написания жалобы
Существует множество причин, по которым коллектив может подать коллективное ходатайство на своего руководителя. Наиболее распространёнными являются следующие нарушения:
* невыплата заработной платы в установленные сроки;
* отказ в выплате премий;
* отказ оформить трудовой договор;
* отказ предоставить отпуск по графику и выплатить отпускные;
* принуждение к выполнению дополнительных обязанностей без оплаты;
* отказ оплатить больничный лист;
* отказ повысить в должности при наличии оснований;
* несоблюдение правил охраны труда;
* грубое отношение, оскорбления и унижения подчинённых;
* сексуальные домогательства;
* физическое воздействие;
* саботаж на производстве;
* незаконное увольнение сотрудника.
Важно отметить, что все эти обстоятельства описаны в Трудовом кодексе Российской Федерации и могут быть обжалованы в установленном порядке.
Законность подачи жалобы
Право граждан на подачу индивидуальных и коллективных обращений закреплено на законодательном уровне.
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», принятый более десяти лет назад, содержит основные требования к обращениям, порядок и сроки их рассмотрения.
Из требований, перечисленных в этом федеральном законе, следует, что строгих форм написания обращений не существует. Главное условие — обращение должно быть составлено в письменной форме.
Чтобы повысить вероятность удовлетворения требований, необходимо максимально подробно описать спорную ситуацию и указать, какие именно права были нарушены и что именно в связи с этим требует гражданин.
Если жалоба подаётся коллективно, важно найти других лиц, чьи аналогичные права были нарушены тем же учреждением. Событие нарушения может быть идентичным для всех лиц, подающих жалобу, в этом случае необходимо перечислить всех участников.
Однако перед подачей коллективной жалобы рекомендуется изучить информацию о том, как правильно её составить, чтобы увеличить вероятность удовлетворения требований.
- Жалоба на саботаж
К сожалению, иногда руководство организации не выполняет свои обязанности, что негативно сказывается на работе всего коллектива.
Если вы столкнулись с подобной ситуацией и хотите выразить своё недовольство, вы можете написать жалобу на имя генерального директора. В жалобе важно предоставить убедительные доказательства нарушений. Также будет полезно приложить перечень приказов, норм и инструкций, которые были нарушены.
- Нарушения трудового законодательства
Трудовые права и обязанности сторон трудовых отношений закреплены в трудовом договоре. Если руководитель нарушает права работника, занимающего более низкую должность, это противоречит условиям договора и является прямым нарушением Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, руководитель не выполняет свои должностные обязанности по отношению к коллективу и нарушает условия трудового соглашения. Это основание для обращения с заявлением в соответствующие органы.
Кто подаёт
Можно составить длинный список лиц, которые могут подать жалобу. Однако лучше рассмотреть наиболее распространённые случаи:
1. Жильцы дома, недовольные поведением соседей: шум, пьянство, несоблюдение чистоты, содержание притона, который угрожает чужой собственности и здоровью людей.
2. Жители дома, которые недовольны работой управляющей компании: отсутствие уборки в подъездах, задержка ремонта, содержание трубопровода и других коммуникаций в аварийном состоянии, неисполнение коммунальных обязанностей.
3. Люди, пострадавшие от полицейского или чиновничьего произвола: вымогательство, провоцирование дачи взятки, побои, неисполнение служебных обязанностей.
4. Родители, дети которых сталкиваются с проблемами в детских садах и школах: халатное отношение воспитателей к детям, грубое и непрофессиональное общение классного руководителя с учениками, угрозы в классе, оскорбления и так далее.
5. Подчинённые, начальник которых нарушает трудовое законодательство и вредит производственному процессу: задерживает зарплату, заставляет работать сверхурочно, оскорбляет и унижает работников, практикует незаконные увольнения или отказывается увольнять.
Это лишь некоторые примеры. Список можно продолжить, но эти случаи помогут понять, кто может подать жалобу.
Как написать коллективную жалобу и чем на отличается от обычной
Если права многих людей, таких как соседи, были нарушены, они могут объединиться и подать коллективную жалобу.
Коллективной называется любая жалоба, в которой группа людей описывает проблему, с которой они столкнулись из-за одинаковых обстоятельств.
Коллективная жалоба составляется так же, как и личная. Однако в ней описывается проблема, с которой столкнулись несколько человек, и она подписывается всеми, чьи права были нарушены. Личная жалоба подписывается только одним человеком.
Важно отметить, что если жалоба подаётся лично, то на экземпляре заявителя должна быть отметка о регистрации письма. В отметке указывается дата и лицо, принявшее претензию. Это необходимо для своевременного ответа на жалобу и подтверждения, что она была доставлена адресату. Если жалоба отправляется по почте, нужно сохранить квитанцию об отправлении и уведомление о доставке.
Отправляя жалобу, человек должен знать, в какие сроки ожидается ответ. Срок зависит от типа обращения и вида нарушения. Например, на жалобу о защите прав потребителя ответ должен быть получен в течение 10 дней.
Оформление претензии
Прежде чем подать ходатайство, важно взвесить все «за» и «против». Также стоит ознакомиться с образцом такого заявления, чтобы избежать отказа из-за неправильно составленного документа. В противном случае есть риск получить отказ в удовлетворении своих требований.
Это может подорвать авторитет и ухудшить деловую репутацию в глазах руководства и коллег. Претензии к руководителю имеют свои особенности, о которых мы расскажем далее.
- Структура жалобы
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона № 59, обращение от коллектива — это законное заявление, которое можно направить в соответствующую инстанцию для разрешения внутренних конфликтов на предприятии.
Особых требований к оформлению такого обращения нет. Оно составляется от группы людей и должно содержать:
* точный адрес получателя;
* личные данные жалующихся лиц;
* краткое и достоверное описание ситуации, в которой были нарушены права работников компании;
* список требований со стороны заявителей;
* дату подачи;
* подписи членов коллектива с расшифровкой;
* список доказательств.
При составлении и подаче такого обращения не нужно перечислять фамилии работников, которые подписались. Достаточно указать, что заявление подается от имени коллектива определённого отдела или участка производственного процесса.
- Нюансы оформления
Прежде чем приступить к написанию жалобы, важно составить список всех претензий и требований.
При оформлении жалобы следует учесть следующие моменты:
* Жалоба является коллективной, но она должна быть написана от имени одного представителя работников.
* После того как жалоба будет составлена, все участники процесса должны ознакомиться с её текстом.
* В тексте жалобы не должно быть угроз, оскорблений или ненормативной лексики.
* Необходимо предоставить обширную доказательную базу в виде письменной документации, фотографий, видео- или аудиоматериалов.
* Подкрепите свой текст ссылками на соответствующие статьи закона.
* Список жалующихся лиц нужно оформить в виде отдельного приложения.
Важно сохранять спокойствие и не допускать эмоциональных проявлений, чтобы не получить отказ в рассмотрении жалобы. Излагайте свои мысли грамотно, кратко и по существу, но максимально информативно.
- Способы подачи
После того как вы ознакомились с деталями оформления жалобы, вам нужно решить, каким способом её подать.
Вы можете передать её лично, воспользоваться почтовыми услугами и отправить письмо с уведомлением о вручении или заполнить форму на интернет-портале организации.
Обратите внимание, что если вы отправите документ по почте, он будет идти несколько дней. Если же вы передадите его лично, его сразу примут в рассмотрение.
- В письменной форме
Коллективная жалоба – это официальное обращение, которое составляется в свободной форме. Нет единого образца или бланка для такого документа, поэтому каждый случай требует индивидуального подхода. Жалобу можно написать от руки или набрать на компьютере и распечатать.
- Онлайн
Большинство вопросов можно решить с помощью интернета. В сети создано несколько специальных порталов, где можно оформить претензию.
Куда можно направить жалобу
Обычно жалобы направляются в контролирующие органы, директору организации или руководителю отдела.
Что же делать в первую очередь?
В такой ситуации сотрудники вынуждены обращаться с жалобой на своего руководителя к вышестоящему руководству.
- Вышестоящее руководство
Лучше всего будет написать жалобу на нерадивого руководителя в вышестоящие органы. Руководство сможет объективно оценить ситуацию, учесть возможные потери прибыли из-за конфликта в коллективе и принять необходимые меры в отношении нарушителя.
- Профсоюзная организация
Профессиональный союз – это независимая организация, созданная работниками предприятий для защиты своих прав и интересов в соответствии со статьёй 370 Трудового кодекса Российской Федерации.
Если ваши права как работника были нарушены, важно немедленно обратиться в профсоюз. Это один из самых эффективных и простых способов решения проблемы. Сотрудники профсоюза проконсультируют вас и примут необходимые меры для восстановления ваших прав.
- Комиссия по трудовым спорам
КТС (комиссия по трудовым спорам) формируется на общем собрании коллектива, в который входит не менее 15 человек. Её состав утверждается путём голосования. После создания комиссии коллектив получает возможность защищать свои права и интересы.
Члены комиссии имеют право принимать решения по рассматриваемым ситуациям, которые должны быть выполнены немедленно.
- Трудовая инспекция
Согласно статье 356 Трудового кодекса РФ, коллективные жалобы сотрудников предприятий принимаются трудовой инспекцией. Жалобу необходимо направлять в территориальное отделение инспекции, приложив к ней документальные доказательства.
- Прокуратура
Если представители компании не реагируют на конфликты в коллективе, можно обратиться с коллективной жалобой на руководителя в прокуратуру. Это право регулируется статьёй 10 Федерального закона №2202.
После рассмотрения обращения прокуратура проводит официальную проверку, чтобы выявить нарушения. Если факты нарушений подтверждаются, руководитель может быть привлечён к ответственности.
- Суд
Судебная инстанция — это высший орган для рассмотрения подобных споров. Такой вариант выбирают, если сотрудники хотят взыскать с руководителя материальный ущерб.
Сроки ответа на коллективные заявления
Если претензия направлена в федеральный надзорный орган, то срок её рассмотрения не должен превышать 10–30 дней с момента поступления. Если же заявление адресовано вышестоящему руководству, то срок указывается в самом тексте обращения.
Важно, чтобы ответ был предоставлен заявителям в письменном виде. В ответе должны быть указаны меры, которые были приняты для устранения нарушений, описанных в жалобе.
Что делать, если коллектив не согласен с ответом на жалобу
В соответствии с законодательством Российской Федерации, если вы не согласны с результатами проведённой проверки, у вас есть право в течение 10 дней обжаловать это решение. Для этого вам следует обратиться в вышестоящие органы, чтобы восстановить справедливость и добиться признания предыдущего решения недействительным.
Дополнительные вопросы
- Как написать коллективную жалобу на начальника
Чтобы подать коллективную жалобу на начальника, необходимо, чтобы он совершил следующие действия:
* нарушил требования Трудового кодекса РФ;
* нарушил нормы охраны труда;
* нарушил требования локальных внутренних актов.
В таком случае жалобу нужно направить вышестоящему руководству или в региональное отделение Федеральной службы по труду и занятости.
Однако прежде чем обращаться в прокуратуру, рекомендуется сначала попытаться решить проблему силами организации, обратившись с жалобой к вышестоящему руководству. Это поможет избежать бесконечных проверок на предприятии, которые могут только ухудшить положение работников.
Написание коллективной жалобы следует сопроводить доказательствами, такими как:
* видеозаписи и аудиозаписи;
* докладные записки;
* служебная документация.
Все факты необходимо изложить в жалобе и подтвердить соответствующими доказательствами.
- Как написать коллективную жалобу на ЖКХ
Составлять такой документ могут только жильцы домов, находящихся под управлением конкретной управляющей компании.
Если жильцы недовольны работой управляющей компании, они обычно начинают с жалоб в вышестоящие инстанции. Если же и там не находят понимания, то обращаются в суд.
При обращении в суд необходимо приложить как можно больше документов, подтверждающих предыдущие обращения в различные службы и отсутствие реакции с их стороны.
В коллективной жалобе на ЖКХ могут затрагиваться различные вопросы, такие как:
* плохой обогрев домов в зимний период;
* загрязнение территорий домов и вокруг них;
* отсутствие ремонтных работ в течение длительного времени;
* сломанный лифт и другие проблемы.
Важно, чтобы все эти обращения были подкреплены доказательствами: актами, составленными уполномоченными органами, результатами замеров температурного режима в разных квартирах, а также показаниями официального представителя управляющей компании.
- Как написать коллективную жалобу на соседей
В многоквартирном доме всегда найдётся сосед, который своим поведением и образом жизни испытывает терпение жильцов.
Заявления на таких соседей можно разделить на несколько видов в зависимости от того, в какой орган следует обратиться:
- Если сосед шумит в неположенное время, то стоит обратиться к участковому.
- В случае систематического залива с верхних этажей необходимо обратиться в ЖКХ.
- Если сосед разводит зловоние и содержит большое количество бездомных животных, то следует обратиться в ветеринарные службы.
При написании коллективной жалобы важно указать следующую информацию:
- точный адрес проживания нарушителя спокойствия и его ФИО;
- конкретные виды совершённых им проступков со ссылками на закон;
- конкретные требования к соседу.
- Как написать коллективную жалобу на учителя директору школы
Если в школе произошёл инцидент, который не удаётся разрешить мирным путём, родители могут обратиться к директору школы коллективно.
В обращении необходимо указать ФИО педагога и преподаваемую им дисциплину. Также следует перечислить учеников, чьи интересы были задеты.
Важно описать ситуацию кратко и корректно. Если школа не реагирует на обращение, родители могут обратиться в региональный департамент образования или прокуратуру.
Коллективная жалоба на учителя может быть подана родителями в следующих случаях:
* если учитель злоупотребляет своими полномочиями;
* если он ведёт себя неадекватно или оскорбительно;
* если ученикам был нанесён моральный или материальный ущерб. В последнем случае к заявлению необходимо прикрепить иск.
- Как написать жалобу в организацию или органы власти
**Как правильно составить жалобу**
Обращения граждан являются важным инструментом взаимодействия между властью и населением. В письмах граждане могут выражать недовольство действиями или бездействием властных структур и других лиц, наделённых полномочиями. Поэтому очень важно уметь правильно составлять такие жалобы.
Учитывая, что работа государственных структур, особенно в сфере контроля, не всегда отличается эффективностью, гражданин может направить жалобу по любому поводу, связанному с нарушением его прав.
Согласно закону, гражданин имеет право направить письменную жалобу в ту государственную структуру или руководителю учреждения, в компетенции которых находится решение проблем, указанных в обращении. Однако не каждый человек может сразу определить, кому именно следует направить обращение.
В первую очередь рекомендуется «порыться» в интернете и поискать информацию о том, как решаются подобные проблемы. Во-вторых, жалобу следует подавать в вышестоящие властные структуры, деятельность которых связана с данной проблемой. Например, если что-то не решается на городском уровне, то жалобу, скорее всего, нужно подавать в префектуру города.
Если вы жалуетесь на действия (бездействие) местной структуры или конкретного чиновника, то жалобу нужно подавать в вышестоящую инстанцию. Если же вы отправили жалобу не по адресу, то в течение 10 дней вы должны получить письмо с уведомлением о том, что ваше обращение было переадресовано.
Законодательство не регламентирует строгие правила для составления жалоб. Однако, как и в случае с другими служебными документами, при написании жалобы следует придерживаться общих правил деловой переписки.
В частности, при составлении жалобы нельзя использовать ругательства, жаргонные выражения и оскорбления в адрес конкретного лица. Жалобы, которые не соответствуют этим правилам, могут быть оставлены без удовлетворения и лишают автора права на досудебное решение спора.
Описание проблемы должно быть кратким и точным. Не нужно растягивать своё обращение на множество страниц — обстоятельства следует описывать конкретно, выделяя те моменты, которые играют важную роль для правильной оценки ситуации. Выражения нужно формулировать так, чтобы не было двойного смысла. Вся информация, необходимая для решения проблемы, должна быть правдивой, с указанием даты, номера, адреса и так далее.
Скорость решения спора может зависеть от правильного выбора адресата. Кроме того, следует помнить, что во всех случаях действует принцип очередности. Это означает, что, например, на продавщицу не нужно жаловаться руководителю торговли — достаточно, если претензия будет направлена управляющему торговой точки.
Описание должно быть грамотным, с соблюдением правил грамматики. Это важное условие при осуществлении переписки.
Заключение
Когда люди сталкиваются с несправедливостью, безразличием, пренебрежением или плохим обращением, они реагируют по-разному. Некоторые предпочитают не обращать внимания на проблему и не предпринимать никаких действий, в то время как другие стараются добиться справедливости всеми доступными законными способами.
Важно помнить, что никто не имеет права нарушать трудовые права! Государственные органы всегда будут на стороне работников, если предоставить достаточно доказательств причиненного вреда коллективу.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!