Происходит такое не регулярно, но отдельные тяжёлые случаи имеют место,
и мы хотим рассказать об этом на довольно печальном для компании-поставщика примере.
Что же будет с контрактом, заказчиком и подрядчиком (поставщиком), в нём участвовавшим, если подрядчик (поставщик) скрыл своё несоответствие единым требованиям для исполнения госконтракта?
Закон 44-ФЗ устанавливает вполне ясные и определенные правила относительно соответствия единым требованиям к подрядчикам (поставщикам). При наличии несоответствия им заказчик обязан отказаться от заключения контракта с ним и выбрать другого участника аукциона.
Итак, дело было в Уссурийске, и на момент опубликования заявки, с отоплением коммунально-бытовой инфраструктуры региона стояла достаточно остро, в связи с чем были проведены работы по строительству дополнительных объектов отопительной системы, а в целях их снабжения понадобилось дополнительное оборудование.
Заказчик разместил тендер, поставщик подал заявку на участие в закупке - контракт, по которому необходимо поставить шкафную установку с приборами для измерения или контроля расхода жидкостей и газов для котельной.
Компания аукцион выиграла, заказчик перечислил в пользу поставщика почти 18 млн. рублей, а поставщик в свою очередь отгрузил необходимое оборудование и со своей стороны контракт также исполнил надлежащим образом.
Казалось бы, всё хорошо, на первый взгляд, все довольны.
И тут в дверь постучали в дело вмешалась прокуратура.
Как выяснилось, на момент подачи заявки на участие в аукционе компания-поставщик являлась привлеченной к административной ответственности по
ст. 19.28 КоАП РФ.
Состав правонарушения по этой статье - незаконная передача, предложение или обещание от имени организации должностному лицу, осуществляющему управленческие функции в другой организации (коммерческой, либо публичной международной организации) денег, ценных бумаг, либо другого имущества, за совершение определенных действий, связанных с должностным положением этого лица.
То есть, по существу, это антикоррупционная статья, пресекающая выплаты незаконных вознаграждений. Именно по этой причине, прокуратура имеет все законные основания обратиться в суд с соответствующим заявлением и требовать признания договора ничтожным.
Так получилось и в этой ситуации. Прокуратура, обнаружив, что компания-поставщик привлечена к данному виду ответственности по этой статье, обратилась в арбитражный суд с требованием о признании контракта ничтожной сделкой.
Более того, в Законе 44-ФЗ специально оговаривется, что участником закупки не может быть лицо, которое привлекалось к ответственности именно по этой статье в течение двух лет (п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона 44-ФЗ).
Положения Гражданского кодекса РФ и судебная практика высших инстанций говорят о том, что при таких обстоятельствах контракт считается ничтожным.
И тут сложилась достаточно интересная цепочка событий.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований прокуратуре отказал.
Своё решение суд мотивировал тем, что сведения о том, что лицо привлечено к ответственности по данной статье с 1 января 2021 года размещаются в единой системе в сфере закупок, а значит комиссия заказчика должна была эту информацию проверить и не заключать контракт.
Суд учёл, что поставщик не включен в реестр недобросовестных поставщиков и исполнил обязательства по контракту, и даже сослался на тяжелую ситуацию с отоплением в Уссурийске, как на общеизвестный факт, не нуждающийся в доказывании.
Суд также учёл, что если признать контракт ничтожной сделкой, придётся применять двустороннюю реституцию (возврат в первоначальное положение), а это значит, что компания-поставщик должна вернуть заказчику деньги, а заказчик оборудование. При таких обстоятельствах могут серьёзно пострадать общественные интересы.
Именно по этим причинам в удовлетворении было отказано.
Но суды апелляционной и кассационной инстанций с этим не согласились и решение отменили, контракт признали ничтожной сделкой.
Состоялась ли двусторонняя реституция?
Нет. Суд апелляционной инстанции применил одностороннюю реституцию, а это значит, что в данном случае компании-поставщику необходимо вернуть 18 миллионов, а заказчику можно оставить необходимое для отопления оборудование.
Чем руководствовались суды вышестоящих инстанций?
Во-первых, участие в закупке лица, которое прямо нарушило обязательные требования Закона 44-ФЗ, недопустимо. На момент подачи заявки компания-поставщик уже не соответствовала таким требованиям, причём, специальной норме - п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона 44-ФЗ.
Во-вторых, в результате таких итогов аукциона нарушены права других участников закупки, с которыми контракт заключен не был, и при этом они не являлись нарушившими требований законодательства. Преимущество в данном случае было отдано нарушителю.
В-третьих, знает заказчик о несоответствии требованиям поставщика или не знает - значения не имеет.
Поставщик, будучи профессионалом, и в то же время, будучи лицом, не соответствующим законодательным требованиям, осознавало, что на заключение контракта оно правовых оснований не имело, а значит действовало недобросовестно.
Вышестоящие суды сослались на позицию Верховного суда РФ, исходя из которой несоблюдение процедуры заключения госконтракта не устраняет его возмездности, но вместе с тем, лишает исполнителя права на получение вознаграждения.
Таким образом, судами были удовлетворены требования прокурора и применена односторонняя реституция: хотя и контракт признан ничтожным, оборудование, которое должно обслуживать неопределенный круг граждан, остаётся у заказчика, а полученные средства в размере 18 млн. рублей компания-поставщик обязана вернуть заказчику за своё недобросовестное поведение.
Как видим, последствия оказались достаточно суровыми и печальными для компании-поставщика, и никакого права хотя бы на уменьшение возвращаемой суммы денежных средств у нее попросту нет.
Исходя из подобной практики, мы настоятельно рекомендуем не поступать так, как в данном случае поступила компания-поставщик и быть крайне внимательными. Даже если заказчик осознает, что Вы не соответствуете единым требованиям и даёт "добро", это не имеет значения, риск потерять всё сохраняется всегда, а речь может идти о гораздо больших суммах, чем в этой статье.
Мы оказываем юридические услуги бизнесу и гражданам на профессиональной основе, как на основании отдельных поручений и выполнения разовых задач, так и в формате комплексной работы над проектами "под ключ".
Наш телефон: +7 (925) 515 54-19
Подписывайтесь на наш telegram-канал: https://t.me/covenantlaw
Ковенант | Юридическое бюро