Что меня всегда удивляло - тяга разработчиков игр к экспериментам в области жанров. Нет, попытки нащупать что-то новое, интересное, востребованное - это хорошо. Но когда разработчик выпускает удачную стратегию или RPG, а потом пытается в том же сеттинге создать нечто совсем другое...
Так, например, вполне удачно начавшаяся трилогия UFO (X-COM) была продолжена космическим симулятором Interceptor и шутером Enforcer. Согласен в том, что Interceptor не был полным провалом - игра все еще была интересной и играбельной, но какова шансы того, что человек, предпочитающий пошаговые стратегии, внезапно изменить своим предпочтениям и запустит космический симулятор или шутер? От покупки Enforcer я отказался уже именно из-за жанра.
Аналогично - культовая серия Fallout, которая для меня, как для олда, закончилась на Fallout Tactics: Brotherhood of Steel.
Да, понятно, что разработчик, экспериментируя с жанрами, пытается расширить аудиторию и заработать на уже раскрученном бренде, но столь резкая смена жанра, как правило, отталкивает уже приобретенных фанатов серий! Если б та же Fallout Tactics: Brotherhood of Steel вышла отдельной игрой, без привязки к лору Fallout - она б оставила после себя гораздо лучшие впечатления. С другой стороны - многие просто не обратили б на нее внимание...
Ввиду всего вышесказанного, меня интересует единственный вопрос - догадаются ли выпустить какой-нибудь экономический симулятор по NFS - серии, и без того скатившейся на самое дно?
Хотя буду честен - есть и удачные примеры. Та же серия HoMM, являющаяся спин-оффом PRG Might and Magic. Или серия Sims, по сути - укрупненный вариант SimCity.
В 1998 году отечественная компания SoftLab-NSK выпустила автосимулятор "Дальнобойщики: Путь к победе", в 2001 году - сиквел под названием "Дальнобойщики 2". Обе игры, не лишенные минусов, завоевали любовь поклонников, серия произвела настоящий фурор на Родине...
И вот, в 2006 году компания Nikita разработала сиквел, он же спин-офф автосимулятора - "Дальнобойщики: Транспортная компания". Игра была издана на территории России небезызвестной 1С, в Европе - Cenega Publishing, в США - ValuSoft.
Основным отличием от предыдущих игр серии было то, что новые "Дальнобойщики" это - экономическая стратегия!
Здесь игроку предстоит развивать транспортную компанию, осуществляя доставку грузов между предприятиями. Нет, доставка происходить не так, как в Transport Tycoon - хватай больше, вези дальше. Доставка осуществляется путем выполнения контрактов, поделенных на этапы. Есть партии груза, от 1 до 8, которые нужно доставить из точки А в точку Б за определенное время со скоростью не ниже, чем указано в заявке. Игрок не ограничен в количестве используемых автомобилей - можно партию в 10 тонн перевезти за один раз, одним автомобилем, если вместимость позволяет, можно эту же партию доставить на двух пятитонных или трех четырехтонных машинах - это никого не волнует. Главное - уложиться в определенное время.
Кроме того есть контракты на перевозку больших партий груза, в десятки тонн, там одним автомобилем точно не обойтись, а есть контракты, для выполнения которых потребуются высокоскоростные автомобили. Подобные контакты особенно хорошо оплачиваются.
Есть еще и контракты, за которые платят копейки, но они повышают рейтинг компании у грузоотправителя. Чем больше рейтинг перевозчика (в игре присутствует деление на несколько уровней - без рейтинга, бронза, серебро, золото, платина) - тем больше контактов, в теории - более выгодных, но по факту не всегда так. Провал контакта ведет к потери репутации и денежным штрафам. Еще одна тонкость - уровень предприятия. После доставки определенного количества грузов - 500 и 2000 тонн соответственно, происходит рост предприятия с 1 по 3 уровень, что так же ведет к увеличению разнообразия грузов.
Управление транспортной компанией не ограничено только отправкой машин. Это и приобретение, улучшение гаражей, приобретение автомобилей, наем водителей, техников для ремонта, персонала в офис.
Не буду скрывать - когда я впервые читал описание игры "Дальнобойщики: Транспортная компания", у меня сложилось впечатление, что управление крайне запутанное и непонятное.
Несколько типов кузовов, тягачи, для которых нужно покупать прицепы, водители с разными лицензиями на перевозку грузов, да еще и с разным уровнем навыка - чем больше опыт водителя, тем большую скорость он может вытянуть из машины. Разнообразные технички - автомобили для техпомощи и эвакуации транспорта, который невозможно отремонтировать на дороге, только в гараже. Еще и офисный планктон, который, путем менеджмента, снижает затраты на ремонты, потери на штрафах от невыполненных контрактов, но повышает количество и квалификацию работников, желающих устроиться в компанию...
Мне казалось, что управление в игре - это некий непонятный винегрет, крайне сложный и запутанный. Нет! На деле все оказалось очень просто и понятно! За это - мое большое уважение разработчику, который смог реализовать простой и интуитивно понятный интерфейс.
При этом мне так и не удалось понять, как пересаживать водителя с одного грузовика на другой - только через увольнение и последующий наем, и как менять машины техпомощи, когда появляется новый автомобиль.
Игровой процесс предполагает два варианта. Или поочередное прохождение миссий, каждая из которых охватывает около 20 лет, с 1950 по 2020 год, или одна карта, на которой события развиваются все в тот же промежуток времени.
Понятно, что с годами появляются новые автомобили и прицепы, старые снимаются с производства. При этом новый всегда означает быстрее, вместительнее, но сложнее в ремонте.
Здесь сразу два минуса. Во-первых, внешне большинство грузовиков отличаются только цветом - хотелось бы какого-то большего разнообразия в дизайне. Во-вторых - это баги. При продаже некоторых грузовиков, безнадежно устаревших, игра попросту вылетает! Да, в режиме кампании устаревание автомобилей не принципиально, но на единственной карте старый грузовик - медленный и не вместительный, через какое-то время становится бесполезным. И просто болтается в гараже, занимая место.
Условия победы в сценариях, хотя и кажутся разнообразными, на деле весьма однообразны. Это или повысить стоимость компании до определенной суммы, или добиться роста каких-то предприятий до определенного уровня, или получение платинового рейтинга у предприятий. Все сводится к одному - хватай контракты и выполняй их.
Собственно, если изначально наличие уровней предприятий и рейтингов у меня вызвало удивление, то вскоре я понял - они введены, чтобы сформировать какие-то условия победы!
Ладно, казалось бы - все просто. Зарабатывай деньги, покупай новые грузовики и зарабатывай еще больше, но здесь, в количестве автомобилей, кроется самый главный затык!
Въезд в любое предприятие представляет собой бутылочное горлышко, где скапливаются грузовики, пропуская на территорию самого предприятия ограниченное количество машин! То есть завалить контракт можно даже на быстром и вместительном грузовике, если он попал в такую пробку!
Хорошо, если в сценарии участвует единственная компания - сам игрок. А бывают и сценарии с компьютерным противником! Искусственный интеллект оставляет желать лучшего. Он моментально расхватывает самые выгодные заказы, как правило - это перевозка с одного конца карты в противоположный, и пробка готова! Он и сам не зарабатывает, и другим не дает!
Все удовольствие от игры в "Дальнобойщики: Транспортная компания" убивает однообразный игровой процесс и однообразные игровые механики. Любой сценарий развивается одинаково. Поначалу, когда денег с гулькин нос, приходится покупать любые автомобили, исходя из минимальной стоимости. После, когда удается разжиться бюджетом - покупка тягачей с прицепами. Все эти мелкие грузовики разом теряют свою полезность с приобретением первого тягача! А затем - однообразные клики мышки на контрактах. Взял контракт, включил максимальное ускорение времени, выполнил - поставил паузу, взял другой контракт, снова включил максимальное ускорение времени. Это однообразие надоедает уже очень быстро, примерно на середине игры, дальше "Дальнобойщики" проходятся через силу.
Если близкая по духу Transport Tycoon позволяет хотя бы строить новые дороги, железнодорожные пути, станции, аэропорты - то в "Дальнобойщиках" все строится автоматически. В начале сценария проходится пилить в противоположный конец карты, потому что там расположен единственный мост через реку. К концу сценария мостов построено уже с десяток, да и новые предприятия открываются через метр.
Небольшое разнообразие вносит появление уникальных автомобилей - к примеру, списанный армейский тягач, подаренный военными, или новый грузовик, переданный на испытания.
И подарки, появляющиеся на карте случайным образом. В подарке может быть опыт для кого-то из сотрудников, какая-то сумма денег, причем весьма незначительная, или уникальный контракт. Понятно, что подарки призваны хоть как-то разнообразить игровой процесс и побудить игрока исследовать локацию сценария.
Локации выполнены достаточно качественно для 2006 года. Это полностью трехмерный мир, который можно вращать в любую сторону, приближать, удалять, менять угол обзора. Но и они не без минусов! Да, на карте расположены реки, холмы, горы, туннели. На первый взгляд все красиво и объемно. Но это - лишь до момента, когда приходит понимание, что все дороги в этом трехмерном мире, двухмерные! Все, без исключение! Без каких-то подъемов и спусков, горных серпантинов. "Дальнобойщики: Транспортная компания" - это трехмерный мир с плоскими дорогами!
Даже в неоднократно уже упомянутом Transport Tycoon, вышедшем ранее "Дальнобойщиков" на более, чем десять лет, уже был ландшафт с переменными высотами, которые влияли на скорость транспортных средств!
Я не могу назвать игру "Дальнобойщики: Транспортная компания" полным разочарованием - она таковым не является. Игра заслуживает внимания как часть серии, как продукт отечественного разработчика. И выполнена, по большому счету, достаточно неплохо. Да, где-то присутствуют баги - не бывает игр без багов, баги лечатся патчами. Но есть очень существенный минус, которые не лечится никакими патчами. Минус, который перевешивает все достоинства. И этот минус - однообразие игрового процесса. Наступает момент, когда игроку приходится бороться не с искусственным интеллектом, а с собственной скукой.