Почему польский историк Кромер называет русские рати – татарскими, а наши летописи это не опровергают?
Согласно Воскресенской летописи:
"В лето 6760 (1252) … Того же лета прииде Неврюй, и Котья, и Олабуха храбрый на землю Суздальскую, со многими вои на великого князя Андрея Ярославича".
А вот Новгородская 4-я летопись гласит под тем же годом, что:
"В лето 6760. Приде Неврюй царевич ратью Татарскою на Суздаль, и прогна Андрея Ярославича за море в Свею".
В ней уже Неврюй назван царевичем, и приходил он без Коти и Олабухи. Только на основании записи в одной летописи официальная историография считает его царевичем.
Выгоду от этого получил якобы Александр Невский, так как официальная историография предполагает (подчеркиваю, предполагает) что это он попросил помощи у татар.
Важно другое. После смерти Александра Невского в схиме, он согласно «Истории русской церкви» стал носить имя Алексей.
Согласно русским летописям, о Неврюе-царевиче более ничего не известно, кроме того, что изложено выше. А вот такое имя еще встречается в русских летописях применительно к послу из Орды по имени Алекса Неврюй.
В Новгородской 4-й летописи он назван "…Олекса Неврюй", а в Никоновской летописи - "…Алекса Невруй". Также он упомянут в Вологодской летописи, но уже как: "…Александр Неврюй".
Имеется еще Воскресенская летопись, в которой сказано, что Олекса и Неврюй - два разных персонажа.
Некоторые исследователи считают, что царевич Неврюй и посол Алекса Неврюй - одно и то же лицо. Просто пока он был молод, его называли царевичем, а повзрослев, мог выполнять функции посла. Но может ли быть принято данное утверждение за истину? Почему у татарского посла имя христианское?
При этом надо отметить, что все же один раз Неврюй был назван не Алексеем Неврюем, а Александром.
Если Александр Неврюй и есть Александр Невский, который в схиме стал Алексеем, то получается, что брат Александр разгромил своего брата Андрея при помощи своих же войск. Был Неврюй Александром Невским или нет, доподлинно пока неизвестно.
Но, судя по всему, "Неврюева рать" та же самая "татарская рать", которую возглавляли другие русские князья. А по факту - русская. Судите сами.
В польских источниках татарами, которые в 13-м веке нападали на Польшу и другие страны Европы, назывались русские воины. В частности, историк Польши Мартин Кромер (16-й век) отмечал, что в 1241-м году на Польшу напали дружины Смоленско-Брянских и Галицко-Волынских князей, которые были известны в Европе не иначе как татары.
Поучается история, придуманная о злых татарах, пришедших из глубин Азии - всего лишь миф. На Европу на самом деле нападали дружины русских князей.
Русские летописи нам сообщают тоже странные вещи о "татарах". Так, Ипатьевская летопись говорит о том, что на взбунтовавшегося Переяславского князя Дмитрия Александровича некая Орда направила татарскую рать, которой командовал другой сын Александра Невского - Андрей Городецкий.
На Западе таинственных "татар" как и в русских летописях, называли язычниками или погаными. В 1169-м году, после погрома Киева войсками сына Андрея Боголюбского Мстислава, летописец так и записал:
"Зажжен был поганым монастырь Печерской Святой Богородицы…".
То есть, князь Мстислав был назван поганым. А слово поганый происходит с латыни от слова «паганус» - языческий или сельский.
Из этого следует, что Неврюева рать, как и татарская, которой командовали русские князья, были профессиональным войском. А слово «татары» в те времена не было этнонимом.
Дорогие читатели! А как считаете вы?
Очерки по теме и не только: